Состоялся десятый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»
8 февраля состоялся десятый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города».
Диана Королева научный руководитель Лаборатории инноваций в образовании и член Научно-учебной группы представила доклад «Инновационный потенциал сотрудников образовательных организаций в период турбулентности».
В ходе семинара мы узнали, что инновационный капитал - это совокупность всего того, что способствует развитию и изменениям, необходимым для достижения инновационных результатов.
Из чего состоит инновационный капитал?
- Инновационная стратегия;
- Инновационная культура;
- Структура инновационной деятельности;
- Знания, которыми обладают сотрудники.
Человеческий капитал - воплощен в человеке, неотделим от него, а также является источником будущего дохода, и/или удовлетворения будущих потребностей.
Характерные черты человеческого капитала
- Неотделимый от индивида;
- Некопируемый;
- Ценность может уменьшаться со временем, но возрастать и использованием;
- Работает только при правильном размещении в экономике.
После, было рассказано об эволюции взглядов на человеческий капитал:
- В классической теории - глубокое знание конкретных школьных предметов и в еще большей степени на узкие профессиональные навыки, которые приобретены в университетах и на работе.
- "Человеческий Капитал 2.0." позволяет не только приспосабливается к существующим институциям, но и трансформирует их, работает "впереди паровоза" по отношению к рынку труда, создает новые рабочие места.
Идея глобального человеческого капитала состоит в том, что образование должно отвечать будущим запросам рынка труда. Индекс измеряет способность людей всех возрастов приобретать, развивать и использовать навыки на протяжении всей их жизни.
После завершения доклада Диана Олеговна предложила слушателям на примере школы рассмотреть формирование человеческого капитала и задала вопрос: “Как школа формирует знания и навыки учеников”?
Один из слушателей привел пример классической модели преподавания - учитель преподносит материал урока школьникам, а те усваивают его или он задает домашнее задание, а ученики закрепляют пройденный материал, также он выделил ещё один тип занятий - это исследовательские проекты и доклады. Диана Олеговна подчеркнула, что исследования являются уже другим полем развития компетенций, которые выходят за рамки основного образовательного процесса и их можно отнести скорее к мягким навыкам.
Анастасия Андреева выделила как одну из форм получения знаний задания/приложения-тренажеры, в которых усвоенный учеником материал повторяется несколько раз для более эффективного запоминания. Диана Олеговна сказала о том, что система “спиралеобразного” обучения (то есть усвоение знаний через повторение пройденного материала) характерна для российской системы школьного образования, за это она часто подвергается критике. При этом, со знаниями и навыками в школах России ситуация довольно хорошая.
Далее беседа перешла к обсуждению формирования мягких навыков, был приведен пример с проектным обучением, который формирует такие навыки, как командная работа, креативность, критическое мышление и так далее. Еще один пример - создание выставки в школьном музее, в процессе создания которой дети развили как мягкие навыки, так и углубили свои знания.
После участники семинара обсуждали развитие предпринимательских навыков и агентности, слушательница привела в пример Летнюю школу ВШЭ, посвященную данной теме. При этом проактивности (то есть произрастание идей “снизу”) и её развития в нашей среде практически нет.
В заключение Диана Олеговна задала вопрос участникам НУГа: "Видят ли они формирование дружелюбной среды и человеческого капитала в образовании”? Они ответили, что тенденция к смягчению подходов, развитию навыков прослеживается, но не регулярно, а событийно и, как правило, всё зависит от отдельного педагога.
Запись семинара: НУГ семинар №10
Презентации: НУГ семинар №10
Ссылка на телеграм-канал НУГ https://t.me/edu_friendly