XIV открытый семинар НУГ «Зачем и как развивать инноваторов в образовании. Практика от Альфа-банка и НИУ ВШЭ»
Четырнадцатый семинар Научно-учебной группы «Зачем и как развивать инноваторов в образовании. Практика от Альфа-банка и НИУ ВШЭ» состоялся 5 июля. Встреча была посвящена рассказу про российских инноваторов: что ими движет и как они приносят пользу образовательным организациям и региону (это результат большого семилетнего цикла исследований).
Семинар начался с выступления Дианы Королевы, научного руководителя Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ. Оно отвечало на вопрос, зачем и как развивать инноваторов в образовании, а также освещало взаимосвязь между инновациями "сверху" и "снизу". Особое внимание в рамках выступления уделили роли низовых инновации, было выделено три ключевых аспекта:
- Низовые инновации закрывают локальные дефициты, дополняя инновации «сверху».
- Низовые инновации чутко реагируют на изменения во внешней среде.
- Когда достигается критическая масса локальных изменений, происходит изменение в системе.
Последний пункт о том, что маленькие инновации могут приводить к большим изменениям, в том числе подчеркивает важность осведомленности о похожих инновационных проектах и необходимость работы с партнерами. Этого можно достичь, например, с помощью участия в Конкурсе инноваций в образовании. Он дает возможность наладить партнерство, получить поддержку проекта, а также может являться основанием для получения грантов. Им, в том числе подкрепляется значимость и инновационность проекта.
![](/mirror/pubs/share/thumb/944524074:c2698x1798+99+4:r1118x745!.png)
Диана Королева также описала портрет инноватора в образовании: это женщина 35 лет, которая ценит независимость, желает успеха другим и не боится рисковать. Ее мотивация — желание изменить мир и получить финансовую прибыль. В целом есть четыре мотива у инноваторов в образовании: социальный мотив, мотив самореализации, статусный мотив, финансовый мотив. При этом мотивация инноваторов в образовании не зависит от того, является ли инноватор внешним (стартапы, бизнес) или внутренним (педагоги). Что касается потребностей инноваторов, то у них есть запросы на развитие следующих навыков:
- проектирование образовательного опыта;
- применение методик креативного мышления;
- управление ресурсами своего проекта;
- управление командой и лидерство;
- ведение социальных сетей.
![](/mirror/pubs/share/thumb/944524118:c1815x1210+197+416:r1118x745!.png)
При управлении и спонсировании инновационных проектов в образовании важно обращать внимание на запросы инноваторов и их мотивацию
Закончился доклад на советах самим инноваторам. Для них важно: во-первых, презентовать свою инициативность и готовность брать на себя ответственность и риски; во-вторых, учитывать разные эффекты проекта, а именно как проект помогает самореализации, статусу, привлечению ресурсов и изменению мира; в-третьих, важно подсвечивать эти эффекты при поиске сокомандников.
После этого на семинаре выступала Анастасия Андреева, и. о. заведующий лабораторией Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ. Ее доклад был посвящен механизмам преодоления барьеров в инновациях в образовании. Она обозначила топ-3 барьера и возможные пути их преодоления.
Первый барьер: отсутствие времени на разработку и реализацию идей.
Способы преодоления:
- поставить старт проекта вне загруженных периодов;
- следовать принципам разделения труда (например, в части написания грантовых заявок);
- разгрузить инноваторов по другим задачам;
- привлекать часть команды извне.
Второй барьер: нехватка людей с необходимыми компетенциями.
Способы преодоления:
- обучающие семинары для сотрудников;
- выстраивание системы контроля и обратной связи;
- “Один за всех”: поиск, структурирование, сокращение, распространение информации;
- гибкость выбора тематики, времени, форматов.
Третий барьер: отсутствие материалов, оборудования и финансирования.
Способы преодоления:
- использование грантовой поддержки (ИСКАТЬ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ);
- бартер/спонсорство от других организаций, коллег, выпускников;
- привлечение к проекту новых участников с необходимыми ресурсами;
- уменьшение масштаба проекта.
![](/mirror/pubs/share/thumb/944524397:c2658x1771+119+16:r1118x745!.png)
Следующими выступали спикеры из Альфа Банка, Екатерина Соловьева, руководитель офиса инноваций Альфа Банка, и Виктория Дьяконова, руководитель проектов развития инноваций Альфа Банка. Они рассказали, как работают инновации в Альфе. Было отмечено, что создание отдельной лаборатории инноваций в компании — это не работающий метод, так как в компании у всех свои задачи, и привнесение инноваций "извне" воспринимается просто как излишняя дополнительная нагрузка. Схема венчурных фондов также не сработала в Альфа банке, как и создание лаборатории инноваций. Поэтому процесс внедрения инноваций был выстроен следующим образом:
![](/mirror/pubs/share/thumb/944524481:c2625x1749+111+45:r1118x745!.png)
Это привело к хорошим результатам, так как большая часть бизнеса теперь вовлечена в процесс создания инноваций. В Альфе каждая третья инициатива разворачивается на внутренние процессы или процессы взаимодействия с клиентами. Кроме того, Альфа банк активно ищет партнеров вне компании для разработки инноваций, а также поддерживает внутреннюю коммуникацию со всеми сотрудниками на тему инноваций.
![](/mirror/pubs/share/direct/944524514.png)
После этого Елена Пастовенская, руководитель проектов офиса инноваций Альфа Банка, рассказала о трендах в сфере образования и продемонстрировала различные примеры новых форматов для обучения. Ее выступление началось с постановки проблемы. Так, недостаточная вовлечённость сотрудников входит в топ-3 вызов, о которых говорят эксперты по корпоративному обучению. Альфой было выдвинуто две гипотезы о том, как можно преодолеть этот барьер:
- Новый и доступный формат обучения для менеджеров, увеличит их вовлечённость в процесс обучения.
- Это в свою очередь поможет лучше продавать предложения для отдельных сегментов, что напрямую скажется на среднем количестве продуктов и операционной прибыли на клиента.
Потом был дан обзор на новые форматы обучения и технологические тренды в сфере образования. Форматы обучения можно разделить на 2 группы:
- Микрообучение (квизы, сторис, чат-боты, быстрый ответ по контексту)
- Обучение в сообществе (менторы, коучи,подкасты, контент, сгенерированный пользователями)
К технологическим же трендам были отнесены:
- Персонализация формата и контента под пользователя с помощью новых технологий;
- Создание контента с помощью ГенИИ.
Подробно эти форматы обучения и технологические тренды были разобраны на примерах отдельных инновационных сервисов: FUSE, Yord, Corpstories, Kahoot!, Beeova.ai.
![](/mirror/pubs/share/direct/944532122.png)
Завершали своим выступлением семинар Ирина Ватуева, лидер проекта Альфа Банка, и Анастасия Бажанова, лидер проекта Альфа Банка. Они рассказали об инновации в контактном-центре Альфа Банка: о внедрении голосового тренажера Skytrainer. С помощью него решалась следующая проблема: повышенная нагрузка на входящей линии контакт-центра, при которой проведение обучения сотрудников крайне затруднительно. Решением проблемы стали занятия на тренажере, которые позволят сотрудникам мобильно тренироваться в любом месте и в любое время,
прокачивая свои знания и навыки.
В рамках этого проекта были выдвинуты следующие гипотезы — обучение онлайн на голосовом тренажере позволит:
- Расширить инструментарий для обучения сотрудников
- Повысить качество работы сотрудников различных направлений
- Добиться высокой удовлетворенности сотрудников обучением
В рамках нескольких тестирований были сделаны следующие выводы:
- большинство гипотез по влиянию на эффективность были подтверждены;
- мобильная версия голосовых и текстовых тренажеров приоритетна для сотрудников;
- необходим постоянный конкурентный анализ рынка инноваций;
- современный интуитивный интерфейс необходим;
- анализ качества коммуникаций нейросетями, как и обучаемость самих тренажеров значительно расширяет возможности использования;
- важно наличие качественных дашбордов и аналитики в инновационных проектах (встроенные конструкторы отчетов).
После этого выступления семинар подошел к концу, и спикеры еще раз призвали поучаствовать слушателей в Конкурсе инноваций в образовании и активно продолжать работать над инновационными проектами в образовании.
Спикеры
![](/mirror/pubs/share/thumb/944516291:c679x679+54+31:r90x90!.png)
Соловьева Екатерина
Руководитель офиса инноваций Альфа Банка
![](/mirror/pubs/share/thumb/944516301:c678x678+30+10:r90x90!.png)
Дьяконова Виктория
Руководитель проектов развития инноваций Альфа Банка
![](/mirror/pubs/share/thumb/944516305:c677x677+3+4:r90x90!.png)
Ватуева Ирина
Лидер проекта Альфа Банка
![](/mirror/pubs/share/thumb/944516316:c666x666+21+40:r90x90!.png)
Бажанова Анастасия
Лидер проекта Альфа Банка
![](/mirror/pubs/share/thumb/944523408:c539x539+23+34:r90x90!.png)
Елена Пастовенская
Руководитель проектов офиса инноваций Альфа Банка
Запись семинара: НУГ семинар №14
Презентациz: НУГ семинар №14
Ссылка на телеграм-канал НУГ https://t.me/edu_friendly