• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

XIV открытый семинар НУГ «Зачем и как развивать инноваторов в образовании. Практика от Альфа-банка и НИУ ВШЭ»

Четырнадцатый семинар Научно-учебной группы «Зачем и как развивать инноваторов в образовании. Практика от Альфа-банка и НИУ ВШЭ» состоялся 5 июля. Встреча была посвящена рассказу про российских инноваторов: что ими движет и как они приносят пользу образовательным организациям и региону (это результат большого семилетнего цикла исследований).

XIV открытый семинар НУГ «Зачем и как развивать инноваторов в образовании. Практика от Альфа-банка и НИУ ВШЭ»

Диана Королева

Семинар начался с выступления Дианы Королевы, научного руководителя Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ. Оно отвечало на вопрос, зачем и как развивать инноваторов в образовании, а также освещало взаимосвязь между инновациями "сверху" и "снизу". Особое внимание в рамках выступления уделили роли низовых инновации, было выделено три ключевых аспекта:

  • Низовые инновации закрывают локальные дефициты, дополняя инновации «сверху».
  • Низовые инновации чутко реагируют на изменения во внешней среде.
  • Когда достигается критическая масса локальных изменений, происходит изменение в системе.

Последний пункт о том, что маленькие инновации могут приводить к большим изменениям, в том числе подчеркивает важность осведомленности о похожих инновационных проектах и необходимость работы с партнерами. Этого можно достичь, например, с помощью участия в Конкурсе инноваций в образовании. Он дает возможность наладить партнерство, получить поддержку проекта, а также может являться основанием для получения грантов. Им, в том числе подкрепляется значимость и инновационность проекта.

Анастасия Андреева

Диана Королева также описала портрет инноватора в образовании: это женщина 35 лет, которая ценит независимость, желает успеха другим и не боится рисковать. Ее мотивация — желание изменить мир и получить финансовую прибыль. В целом есть четыре мотива у инноваторов в образовании: социальный мотив, мотив самореализации, статусный мотив, финансовый мотив. При этом мотивация инноваторов в образовании не зависит от того, является ли инноватор внешним (стартапы, бизнес) или внутренним (педагоги). Что касается потребностей инноваторов, то у них есть запросы на развитие следующих навыков:

  • проектирование образовательного опыта;
  • применение методик креативного мышления;
  • управление ресурсами своего проекта;
  • управление командой и лидерство;
  • ведение социальных сетей.

При управлении и спонсировании инновационных проектов в образовании важно обращать внимание на запросы инноваторов и их мотивацию

Закончился доклад на советах самим инноваторам. Для них важно: во-первых, презентовать свою инициативность и готовность брать на себя ответственность и риски; во-вторых, учитывать разные эффекты проекта, а именно как проект помогает самореализации, статусу, привлечению ресурсов и изменению мира; в-третьих, важно подсвечивать эти эффекты при поиске сокомандников.

После этого на семинаре выступала Анастасия Андреева, и. о. заведующий лабораторией Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ. Ее доклад был посвящен механизмам преодоления барьеров в инновациях в образовании. Она обозначила топ-3 барьера и возможные пути их преодоления.

Первый барьер: отсутствие времени на разработку и реализацию идей.

Способы преодоления: 

  • поставить старт проекта вне загруженных периодов; 
  • следовать принципам разделения труда (например, в части написания грантовых заявок); 
  • разгрузить инноваторов по другим задачам; 
  • привлекать часть команды извне. 

Второй барьер: нехватка людей с необходимыми компетенциями.

Способы преодоления: 

  • обучающие семинары для сотрудников; 
  • выстраивание системы контроля и обратной связи; 
  • “Один за всех”: поиск, структурирование, сокращение, распространение информации; 
  • гибкость выбора тематики, времени, форматов. 

Третий барьер: отсутствие материалов, оборудования и финансирования.

Способы преодоления: 

  • использование грантовой поддержки (ИСКАТЬ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ); 
  • бартер/спонсорство от других организаций, коллег, выпускников; 
  • привлечение к проекту новых участников с необходимыми ресурсами; 
  • уменьшение масштаба проекта. 

Следующими выступали спикеры из Альфа Банка, Екатерина Соловьева, руководитель офиса инноваций Альфа Банка, и Виктория Дьяконова, руководитель проектов развития инноваций Альфа Банка. Они рассказали, как работают инновации в Альфе. Было отмечено, что создание отдельной лаборатории инноваций в компании — это не работающий метод, так как в компании у всех свои задачи, и привнесение инноваций "извне" воспринимается просто как излишняя дополнительная нагрузка. Схема венчурных фондов также не сработала в Альфа банке, как и создание лаборатории инноваций. Поэтому процесс внедрения инноваций был выстроен следующим образом:

Это привело к хорошим результатам, так как большая часть бизнеса теперь вовлечена в процесс создания инноваций. В Альфе каждая третья инициатива разворачивается на внутренние процессы или процессы взаимодействия с клиентами. Кроме того, Альфа банк активно ищет партнеров вне компании для разработки инноваций, а также поддерживает внутреннюю коммуникацию со всеми сотрудниками на тему инноваций.

После этого Елена Пастовенская, руководитель проектов офиса инноваций Альфа Банка, рассказала о трендах в сфере образования и продемонстрировала различные примеры новых форматов для обучения. Ее выступление началось с постановки проблемы. Так, недостаточная вовлечённость сотрудников входит в топ-3 вызов, о которых говорят эксперты по корпоративному обучению. Альфой было выдвинуто две гипотезы о том, как можно преодолеть этот барьер:

  1. Новый и доступный формат обучения для менеджеров, увеличит их вовлечённость в процесс обучения.
  2. Это в свою очередь поможет лучше продавать предложения для отдельных сегментов, что напрямую скажется на среднем количестве продуктов и операционной прибыли на клиента.

Потом был дан обзор на новые форматы обучения и технологические тренды в сфере образования. Форматы обучения можно разделить на 2 группы:

  • Микрообучение (квизы, сторис, чат-боты, быстрый ответ по контексту)
  • Обучение в сообществе (менторы, коучи,подкасты, контент, сгенерированный пользователями)

К технологическим же трендам были отнесены:

  • Персонализация формата и контента под пользователя с помощью новых технологий;
  • Создание контента с помощью ГенИИ.

Подробно эти форматы обучения и технологические тренды были разобраны на примерах отдельных инновационных сервисов: FUSE, Yord, Corpstories, Kahoot!, Beeova.ai.

Завершали своим выступлением семинар Ирина Ватуева, лидер проекта Альфа Банка, и Анастасия Бажанова, лидер проекта Альфа Банка. Они рассказали об инновации в контактном-центре Альфа Банка: о внедрении голосового тренажера Skytrainer. С помощью него решалась следующая проблема: повышенная нагрузка на входящей линии контакт-центра, при которой проведение обучения сотрудников крайне затруднительно. Решением проблемы стали занятия на тренажере, которые позволят сотрудникам мобильно тренироваться в любом месте и в любое время,
прокачивая свои знания и навыки.

В рамках этого проекта были выдвинуты следующие гипотезы — обучение онлайн на голосовом тренажере позволит:

  1. Расширить инструментарий для обучения сотрудников
  2. Повысить качество работы сотрудников различных направлений
  3. Добиться высокой удовлетворенности сотрудников обучением

В рамках нескольких тестирований были сделаны следующие выводы:

  • большинство гипотез по влиянию на эффективность были подтверждены;
  • мобильная версия голосовых и текстовых тренажеров приоритетна для сотрудников;
  • необходим постоянный конкурентный анализ рынка инноваций;
  • современный интуитивный интерфейс необходим;
  • анализ качества коммуникаций нейросетями, как и обучаемость самих тренажеров значительно расширяет возможности использования;
  • важно наличие качественных дашбордов и аналитики в инновационных проектах (встроенные конструкторы отчетов).

После этого выступления семинар подошел к концу, и спикеры еще раз призвали поучаствовать слушателей в Конкурсе инноваций в образовании и активно продолжать работать над инновационными проектами в образовании.

Спикеры

Королева Диана Олеговна

Лаборатория инноваций в образовании: Научный руководитель

Андреева Анастасия Александровна

Лаборатория инноваций в образовании: и. о. заведующий лабораторией

Соловьева Екатерина

Руководитель офиса инноваций Альфа Банка

Дьяконова Виктория

Руководитель проектов развития инноваций Альфа Банка

Ватуева Ирина

Лидер проекта Альфа Банка

Бажанова Анастасия

Лидер проекта Альфа Банка

Елена Пастовенская

Руководитель проектов офиса инноваций Альфа Банка

Запись семинара: НУГ семинар №14

Презентациz: НУГ семинар №14

Ссылка на телеграм-канал НУГ https://t.me/edu_friendly