• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публикации

Alekhina S., Kozlova M. Teacher Training and Professional Development for Inclusion in Russia

The chapter discusses professional training and advanced training of school teachers as a critical pillar of the development of inclusive education in Russia. Based on the analysis of normative documents regulating the professional training and educational activities of teachers, as well as the results of a series of empirical studies, the shortcomings of the existing system are explicated, slowing down the spread of inclusive practices, reducing the level of subjective well-being of teachers and indirectly affecting the well-being of students. Positive changes are also revealed both in the attitudes of Russian teachers towards inclusive education and in the devel- opment of their professional competencies and represented in comparison with the current situation in a number of post-Soviet countries.


Алехина С., Козлова М. Подготовка и профессиональное развитие учителей в области инклюзии в России

В главе рассматриваются практики профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации учителей как важнейшие опоры развития инклюзивного образования в России. На основе анализа нормативных документов, регламентирующих профессиональную подготовку и образовательную деятельность учителей, а также результатов серии эмпирических исследований раскрываются недостатки существующей системы, замедляющие распространение инклюзивных практик, снижающие уровень благополучия учителей и косвенно влияющие на благополучие учащихся. В статье также описываются позитивные изменения как в отношении российских учителей к инклюзивному образованию, так и в развитии их профессиональных компетенций и представляются в сравнении с современной ситуацией в ряде постсоветских стран.

Alekhina S., Kozlova M. Teacher Training and Professional Development for Inclusion in Russia. In: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by E. R. Iarskaia-Smirnova, M. M. Tsediso, M. A. Kozlova. Springer, 2024. P. 169-191. 

Козлова М. А., Симонова О. А., Мадфес О. Н. Социальные партнерства современной российской школы как инструменты формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства

Данная статья нацелена на анализ потенциала социальных партнерств школы в решении проблем насыщения образовательной среды и преодоления образовательного неравенства. Школа рассматривается как особая среда, аккумулирующая финансовые, культурные, социальные ресурсы. Принятие постсоветской школой курса на неоменеджериализм предполагает относительную автономию школ и стимулирование кон- куренции между ними. Следствием выступает трансформация функций и форм социальных партнерств школы по сравнению с советским пери- одом. Именно в логике неоменеджериализма социальные партнерства репрезентируются как ведущий инструмент преодоления неравенства в до- ступе к получению качественных образовательных услуг. Эмпирическую базу составили 88 интервью с сотрудниками средних общеобразовательных учебных заведений Пермского края. На основе анализа интервью экс- плицированы интерпретации смыслов и оценки эффектов социальных партнерств школы участниками образовательного процесса, в результате чего выделены возможные риски социальных партнерств: риск углубления образовательного неравенства между школами и участие школ посредством партнерств в сфере экспериментирования, не регламентированного госу- дарством. Выявлена диспропорция в широте, разнообразии и устойчивости партнерств между «престижными» школами и школами с невысокими позициями в рейтингах, что согласуется с общим постсоветским трендом дифференциации школ и соответственно с различиями в успешности фор- мирования насыщенной образовательной среды, приводящими к риску углубления образовательного неравенства. Проанализированы специфи- ческие черты локальных, организационных и структурных барьеров к уста- новлению школой социальных партнерств, потенциально способствующих преодолению образовательного неравенства.

Козлова М. А., Симонова О. А., Мадфес О. Н. Социальные партнерства современной российской школы как инструменты формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства // Социологический журнал. 2024. Т. 30. № 1. С. 143-170


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.