«Коренной народ» как правовой статус: теория и практика
3 февраля состоялось занятие Лаборатории по исследованию разнообразия на тему «Многонациональное государство и политика в отношении разных этнокультурных групп: дискурсы и практики». Главный научный сотрудник ИЭА РАН Сергей Соколовский рассказал о правовых особенностях и противоречиях статуса коренных народов.
Индигенность – это свойство «быть коренным». В правовом контексте его носители определяются как «коренные народы». Их главная отличительная черта – отсутствие стремления к интеграции в современную цивилизацию. Существуют две модели понимания индигенности. Согласно экономико-культурной модели, коренные народы отличает традиционный образ жизни и присваивающая экономика – они занимаются охотой, собирательством, рыболовством. В основе хронотерриториальной модели лежит принцип первозаселения. Иными словами, речь идет о потомках самого раннего населения или народов, проживающих на определенной территории до появления колонистов.
В различных контекстах политика признания коренных народов реализуется по-разному. Например, ООН в качестве ключевого принципа выделяет самоотнесение – представители какого-либо народа должны сами идентифицировать себя в качестве «коренного». Однако они могут быть уже интегрированы в современное общество и не зависеть от ресурсов природной среды. В таком случае у них нет нужды в особых правах и гарантиях, которые дает статус «коренного народа». На практике политика признания часто бывает непоследовательной, в том числе, в России.
Соколовский вынес несколько тем для обсуждения на семинаре. Наиболее дискуссионным оказался вопрос о том, кто должен выступать субъектом признания в качестве коренного народа. Слушатели пришли к выводу, что на него нельзя ответить однозначно. Рассмотрение общины как субъекта признания на первый взгляд кажется наиболее перспективным, но может повлечь за собой конструирование замкнутых групп. Важно учитывать и разнообразие культур. Поэтому в первую очередь необходима разносторонняя репрезентация тех, кто претендует на статус «коренного народа». Уход от единой системы, которая формируется под влиянием лишь одной оптики, позволит учесть их специфические интересы.
Матвеева Екатерина