• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Истоки и трансформация понятий "интеграция" и "инклюзия" в социальной теории, социальной политике и повестке общественных движений

30.03.2021 зав. лабораторией Елена Ярская-Смирнова выступила на открытом семинаре ВШЭ по образованию с лекцией об истоках и трансформации понятий "интеграция" и "инклюзия" в социальной теории, социальной политике и повестке общественных движений.

Истоки и трансформация понятий "интеграция" и "инклюзия" в социальной теории, социальной политике и повестке общественных движений

Инклюзия сегодня занимает важное место в повестке социальной политики. «На бумаге», в формате законов, формулирования проектов и программ российская школа живет по принципу «образование должно быть инклюзивным» уже десяток лет. Однако de facto практика показывает, что реальное отношение к инклюзии в школах и обществе может сильно отличаться от места к месту и страдать в первую очередь от банального непонимания самого термина. Сегодня вокруг инклюзивного образования и терминов «инклюзия» и «интеграция» существует своя мифология и откровенный терминологический хаос. Существует огромный пул интерпретаций от учителей, опирающихся на различные методические пособия и собственные стереотипы, согласно которым, например, инклюзивное образование касается только детей с инвалидностью или, например, что существует «интегрированное» и «инклюзивное» образование, между которыми якобы существует масса различий.

Процесс внедрения и развития инклюзивного образования, как и любой другой процесс, связанный с борьбой за права меньшинств, которому уделяется внимание государства и гражданских активистов сталкивается с сопротивлением общества. Именно для преодоления этого сопротивления, для большего уровня согласованности акторов, реализующих идею инклюзивного образования, нам необходима терминологическая ясность. В первую очередь необходимо понимать, что инклюзия это не только о людях с инвалидностью, тема напрямую связана с разнообразием и учитывает всевозможные факторы исключения: миграционный опыт, бедность, гендер, владение языком и  различные «нетипичные» состояния здоровья и особенности развития. Во-вторых, как отмечает Елена Ростиславовна с опорой на теорию Парсонса, инклюзия и интеграция - это процессы несуществующие в отрыве друг от друга, инклюзия есть процесс, ведущий к интеграции.

Для успешной реализации инклюзивных программ, необходимо честно говорить о проблемах инклюзии в самих школах, внутри образовательного коллектива. Выдерживать баланс между тем, чтобы ученики с особенными образовательными потребностями не чувствовали себя «изгоями», выключенными из коммуникации и тем, чтобы инклюзивный образовательный процесс не замедлял детей «без особых потребностей». Для противодействия подобным негативным эффектам необходима помощь ученику и учителю. Такая помощь может быть организована за счет введения должности ассистента педагога, который сможет помогать ученикам на и вне уроков.

Но как уже отмечалось, самое важное для развития инклюзивного образования  – это  разговор о проблеме и обсуждение позитивных и негативных сторон, нуждающихся в доработке.

Полную видеозапись семинара можно посмотреть на канале "Институт Образования".

Доклад Елены Ярской-Смирновой «Интеграция и инклюзия: что это за понятия и какое имеют отношение к социальной политике и образованию?» (PDF, 3.76 Мб)