Социальное конструирование инвалидности: опыт незрячих посетителей инклюзивных программ музеев
24 мая состоялся семинар Международной лаборатории исследований социальной интеграции, посвященный обсуждению предварительных результатов исследования Екатерины Долговой на тему: «Социальное конструирование инвалидности: опыт незрячих посетителей инклюзивных программ музеев».
Проводимое Екатериной исследование посвящено теме музейной инклюзии, которая приобретает все большую актуальность благодаря деятельности различных общественных организаций и отдельных специалистов. Несмотря на то, что музейная инклюзия построена на некоторых универсальных принципах, которые диктуют различные авторитетные культурные организации и нормативно-правовая повестка в этой области, при ее реализации среди инклюзивных специалистов нет консенсуса относительно понимания инвалидности. Аналогичные противоречия также обнаруживаются и на личностном уровне понимания инвалидности самими посетителями с инвалидностью, в том числе, незрячими людьми – одной из наиболее уязвимых групп, которые составляли фокус исследования Екатерины.
Представленная на семинаре гибридная модель понимания инвалидности в музейном пространстве, в которой инвалидность помещается в общее как для посетителей, так и для профессионалов смысловое поле, содержала различные контексты личностных и институциональных установок по обеспечению доступности в музеях. В представлении посетителей с инвалидностью по зрению музей – это «третье место»,где человек с инвалидностью хочет забыть об инвалидности, почувствовав себя полноценным посетителем. Идеальный музей для незрячих – это тот, в котором отсутствует гиперопека, в который можно прийти самостоятельно и без предварительной записи, но в действительности музеи не всегда отвечают существующему запросу и еще больше стигматизируют незрячих посетителей, не предоставляя возможность равного доступа. В ходе дискуссии, в которой принимали участие как исследователи, так и музейные специалисты, это противоречие приняло еще более острую форму, что связано, в первую очередь, с различными контекстами понимания инклюзии, обеспечения доступности в музейном пространстве.
В дальнейшем Екатерине предстоит более тщательно структурировать опыт незрячих посетителей музеев с учетом полученных в ходе дискуссии рекомендаций и замечаний. Ведь музей – это площадка поиска компромисса, который примет еще более четкую форму в конструируемой гибридной модели понимания инвалидности.