Инклюзия детей и молодежи в постсоциалистических странах
17 февраля состоялся семинар Международной лаборатории исследований социальной интеграции, на котором прошло обсуждение двух исследовательских проектов: Эгле Сумскене и Виолеты Геворгианене, доцентов кафедры социальной работы и социального обеспечения Вильнюсского университета; Ивана Иванова, аналитика Центра общего и дополнительного образования НИУ ВШЭ, и Романа Звягинцева, научного сотрудника Центра общего и дополнительного образования.
Исследование литовских коллег посвящено изучению работы служб социальной опеки (child protective services) в Литве и случаев агрессии со стороны социальных работников по отношению к родителям и детям. В качестве эмпирического материала выступили интервью с детьми из семей, на которые реагировали работники социальной службы, с сотрудниками полиции, работающими вместе с социальными служащими и с работниками социальных служб непосредственно. Исследователи обратили внимание на важный аспект взаимодействия перечисленных выше агентов - понятие травмы, и в первую очередь травмы детской. Изъятые из семей дети могут проводить длительное время в специализированных институциях, где где они попадают в своеобразную зависимость от других агентов и условий внешней среды: структуры институции, халатного отношения специалистов (и родителей), а также недостатков текущего законодательства, реципиентами которого они являются.
Дискутантом Э. Сумскене и В. Геворгианене выступила Мария Давыденко.
Коллеги из НИУ ВШЭ - Иван Иванов и Роман Звягинцев - в работе “Transformation of extracurricular education in post-Soviet countries: from universal access to inequality” рассматривают путь, который прошел институт внешкольного образования в постсоветский период. Ими отмечено, что в СССР система внешкольного образования декларировалась как инновационная и передовая в смысле формы реализации и контентного наполнения. Однако, сейчас этот тренд имеет иную направленность. Другим фокусом исследования является инклюзия. В СССР дети с инвалидностью не были включены в общую систему внешкольного образования, а получали эти услуги в специализированных учреждениях. Исследователи отмечают обратную тенденцию в настоящее время – инклюзивные стратегии являются важной темой многих национальных программ.
Рецензентом исследования выступила Жанна Кравченко, доцент школы социальных наук Университета Сёдерторн.
Международная лаборатория исследований социальной интеграции: Стажер-исследователь