• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поздравляем команду, победившую в конкурсе РНФ во главе с профессором внс МЛ ИСИ Еленой Рождественской!

Проект «Семья на краю: пределы и возможности социально-технологической интервенции в профилактике социального сиротства» поддержан в рамках конкурса 2022 года по направлению «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс)».

Иллюстрация с сайта "Красный Север"

Иллюстрация с сайта "Красный Север"
https://www.krassever.ru/news/na-vologodchine-pochti-vdvoye-sokratilos-chislo-detey-sirot

Проект нацелен на анализ пределов и возможностей социально-технологической интервенции в профилактике социального сиротства с перспективой на развитие и разработку эффективных методов и технологий борьбы с проблемой социального сиротства. Проблема социального сиротства является одной из самых острых социальных проблем как в мире в целом, так и в России. Согласно Исследованию причин социального сиротства — жизненных ситуаций, которые приводят к попаданию детей в детские учреждения, проведенному Аналитическим центром при Правительстве РФ по заказу Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко, в России на фоне роста численности детского населения (+10,4% в 2018 году по сравнению с 2013 г.) отмечают снижение масштабов проблемы социального сиротства в течение 2013–2018 гг. Тем не менее, проблема сохраняет свою актуальность. В 2020 году численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила не менее 500 тыс. человек . Социальное сиротство как явление имеет негативные последствия, как на уровне индивидов (психологические и социальные проблемы, связанные с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, сложностями в социализации и социальной адаптации, построении устойчивых социальных связей), так и на уровне государства и общества – распространение социального сиротства повышает финансовую нагрузку на государство, может вести к росту уровня преступности (в случае, если мероприятия по социальной адаптации сирот оказываются неэффективными, и они начинают искать альтернативные способы "выживания" в обществе). Множество мер по работе с социальными сиротами направлено на обеспечение условий для жизни, здоровья, воспитания и образования уже состоявшихся сирот. Несмотря на разнообразие учреждений, работающих с сиротами (органы управления образованием и здравоохранением, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, коррекционные школы-интернаты и другие типы учреждений), предпочтение отдается возможности оставить ребенка в семье, если есть условия для его безопасной жизнедеятельности и минимальные риски жестокого или ненадлежащего обращения. Именно поэтому наибольшую ценность представляют меры, методы, технологии, которые могут позволить сохранить семью и не выводить детей из состава семьи. В фокусе исследования - уже имеющаяся и внедренная в практику технология работы со случаем в семьях (Инновационные социальные технологии, внедренные в практику работы учреждений «Мой семейный центр»). Проект предполагает оценку эффективности имеющейся социальной технологии, изучение ограничений и возможностей в применении, разработку критериев качества и эффективности, оценку функционирования после  внедрения. Оценка данной технологии и контекстуально близких к ним наиболее успешных и распространенных практик в профилактике социального сиротства может впоследствии позволить  заниматься их активным распространением и поддержкой. Подобные технологии могут позволить сохранять семьи, находящиеся в кризисной ситуации, помочь им преодолевать и справляться с проблемами, которые мешают здоровой жизнедеятельности семей с детьми. 

 

Участники проекта:

Рождественская Елена Юрьевна, д.с.н., профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ, в.н.с. (Международная лаборатория исследований социальной интеграции), 

 Давиденко Мария Александровна, PhD, доцент НИУ ВШЭ, 

 Александрова Марина Юрьевна, преподаватель, аспирант НИУ ВШЭ, факультет социальных наук, стажер-исследователь (Международная лаборатория исследований социальной интеграции),

 Уткина Валерия Владимировна, старший преподаватель факультета социальных наук НИУ ВШЭ.