• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инклюзия детей и молодежи в постсоциалистических странах

В Международной лаборатории исследований социальной интеграции 2 марта 2022 прошел научный семинар, посвященный посвященный инклюзии детей и молодежи в постсоциалистических странах. 

Фото с сайта https://ooo-ado.ru/eb-courses/%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-2/

Фото с сайта https://ooo-ado.ru/eb-courses/%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-2/

Александра Алексеева (независимый исследователь), Елена Кутепова (МГППУ) и Наталья Ханссен (Северный университет) представили свою статью «Following changes towards inclusion in Russia 2012-2022». В ней авторы отвечают на вопрос, как развивалась концепция инклюзии и инклюзивного образования в российских правовых и законодательных документах в течение последнего десятилетия. Авторы пришли к выводам, что в законодательных документах нет четкого определения инклюзии или же она трактуется по аналогии с идеей интеграции. В этих документах поддерживается практика институционализации и сегрегации учащихся с ООП. Таким образом, введение концепций инклюзивности и инклюзивного образования явно не приводит к фундаментальному сдвигу в отношении того, как решается проблема равенства в образовании для всех.

Дискутантом выступила эксперт по проблемам инклюзивного образования Татьяна Кузьмичева (Мурманский государственный гуманитарный университет).


Выступление Марии Козловой (НИУ ВШЭ) и Татьяны Рябиченко (НИУ ВШЭ) со статьей «Prospects of inclusive education in post-Soviet countries through the prism of teachers' attitudes: findings of international survey» посвящено выявлению механизмов и перспектив развития инклюзивного образования на постсоветском пространстве с учетом потребностей педагогов как ключевых акторов инклюзии, удовлетворение потребностей которых создает устойчивую опору для формирования инклюзивных ценностей и практик преодоления образовательного неравенства. Изучалось как именно удовлетворенность профессиональной деятельностью, поддержка со стороны коллег и администрации школы, представления об ответственности за успешность образовательного включения разных акторов, профессиональное выгорание и готовность к внедрению инклюзивных практик в профессиональную деятельность связаны в восприятии педагогов. Был сделан вывод о том, что педагоги, реализующие инклюзивную образовательную практику, должны обладать готовностью и осознанием необходимости к саморазвитию, овладению новыми знаниями, образовательными технологиями, умением анализировать предшествующий и собственный опыт, подбирать эффективные методы работы с детьми, искать компромиссные решения конкретных педагогических ситуаций, выстраивать занятия согласно интересам и потребностям обучающихся, способствовать дальнейшему их социальному и профессиональному самоопределению.

В качестве рецензента выступил исследователь инклюзии в Республике Казахстан Арман Асанбаев (Назарбаев Университет), кроме того, статью прокомментировал редактор специального выпуска журнала «Children and Youth Services Review» Майкл Раселл (Университет Инсбрука). 

В обсуждении статей также участвовали сотрудники Лаборатории и другие авторы, работающие над статьями для специального выпуска. Семинар был организован заведующей МЛ ИСИ Еленой Ярской-Смирновой. Координатор — стажер-исследователь Екатерина Шалонская.