• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Амбивалентность «чужих» образов в актуальном искусстве: интерпретация или насилие?

Стажер-исследователь МЛ Исследований социальной интеграции, магистрант МП Социология публичной и деловой сферы Павел Овчинников выступил на междисциплинарной конференции «Чужое и Другое: пути культурного трансфера в искусстве и визуальной культуре»

Амбивалентность «чужих» образов в актуальном искусстве: интерпретация или насилие?

Сотрудник МЛ ИСИ Павел Овчинников принял участие в конференции Европейского университета (ЕУ) «Чужое и Другое: пути культурного трансфера в искусстве и визуальной культуре» с докладом «Амбивалентность «чужих» образов в актуальном искусстве: интерпретация или насилие?». Конференция, которая состоялась 11–12 марта в Европейском университете Санкт-Петербурга и была посвящена значению культурного трансфера в жизни конкретных людей и сообществ. Участники конференции предприняли в своих работах попытку исследовать межкультурный импорт/экспорт образов, идей и практик, связанных со сферой художественного.

Павел проанализировал вопросы внедрения чужих образов в произведения актуального искусства. В рамках исследования рассмотрены кейсы современного искусства и проведены полуструктурированные интервью с молодыми художниками (поэтами, танц-художниками, преподавателями арт-институтов), проживающими или работающих в Москве, для того, чтобы узнать, актуальна ли такая проблема для современного искусства, и как к ней относятся сами художники. Как оказалось, одни респонденты видят в этом различные аспекты насилия (от пиратства до культурной апроприации), другие же - авторское переосмысление образа.

Резюмируя выступление, Павел отметил, что переосмысление творческой деятельности, в том числе, более осторожное и «заботливое» использование чужих образов художниками, отказ от насилия над образами/практиками из других контекстов и дискуссия в рамках демаркации понятий «насилие-интерпретация» в итоге позволят создать более комфортную и толерантную среду актуального искусства и открыть художникам более смелые и открытые эксперименты в рамках мультикультурной модели сообщества.