• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«‘Уходя, жду под дверью, потому что переживаю’ Вибрирующие границы в отношениях между работниками и клиентами в практиках заботы»

15 апреля 2022г. Заведующая лабораторией МЛ ИСИ Елена Ярская-Смирнова и профессор СГТУ Валентина Ярская выступили с докладом «‘Уходя, жду под дверью, потому что переживаю’ Вибрирующие границы в отношениях между работниками и клиентами в практиках заботы» на конференции «Тревожное общество и (не)возможности солидарности», организованной Социологическим институтом РАН и Санкт-Петербургской Ассоциации социологов СПАС.

«‘Уходя, жду под дверью, потому что переживаю’ Вибрирующие границы в отношениях между работниками и клиентами в практиках заботы»

Доклад был сделан в рамках секции «Чувства, эмоции и границы: психотерапевтический поворот в современной России». Речь шла о проблематике границ и эмоций в отношениях, складывающихся в практике социальной работы или – шире – заботы. Формирование таких границ является не только теоретической, но и практической задачей, которую решают в своей трудовой рутине работники социальных служб в российских регионах. Представлены результаты анализа интервью, собранных в 2021 с социальными работниками, обслуживающими пожилых людей на дому. Физические и эмоциональные границы не статичны, они вибрируют, пересматриваются, ощущаются по-новому – ввиду колебаний нагрузки, непредсказуемых и слабо поддающихся управлению отношений и запросов, сжимаясь и расширяясь в острых переживаниях одиночества, с ростом рисков и нестабильности в период пандемии. Отношения между работниками и клиентами чреваты рисками властного дисбаланса, поэтому здесь складываются гласные и негласные регламенты, которые в зависимости от степени институциализации практик распознаются как стандарты и рекомендации на уровне профессиональных объединений и организаций или же передаются изустно на низовом уровне, среди работников, и могут разделяться и поддерживаться администрацией сервисов, по-прежнему оставаясь неофициальными договоренностями. В такого рода отношениях возникает множество дилемм, правила поведения и процедуры не всегда стандартизированы, а вырабатываются в процессах рутинизации трудовых практик, развивающихся из выстраивания отношений с людьми и включенности в их проблемы. Эти практики сопряжены с эмоциональной работой в сфере заботы, однако они вызывают проблемы доверия и дисбаланса запросов клиентов и возможностей работников.