Инклюзия детей и молодежи в постсоциалистических странах
В рамках Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья» и Международной лаборатории исследований социальной интеграции 3 мая 2022 прошел научный семинар, посвященный посвященный инклюзии детей и молодежи в постсоциалистических странах.
Майкл Цедисо Макоэлле (Назарбаев Университет, Казахстан) и Дарья Присяжнюк (НИУ ВШЭ) представили драфт своей статьи «Teachers attitudes toward inclusive education of children in Central Asia». В ней авторы анализируют результаты количественного исследования отношения учителей к инклюзивному образованию, которое проводилось в 4 странах Центральной Азии: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Показатели отражают медленный, но неуклонный переход от стратегии сегрегации, которая использовалась в Советском Союзе, к интеграции и равенству для учащихся с ограниченными возможностями. В рамках статьи затрагиваются такие темы, как необходимость специального образования для работы с детьми с ограниченными возможностями, влияние инклюзивного образования на успеваемость, систему оценивания и рабочую нагрузку учителей. Как отмечают авторы, по сравнению с другими странами в Таджикистане наблюдается недостаток инклюзивных программ обучения, что приводит к низким профессиональным компетенциям педагогов в контексте инклюзивного образования.
Дискутантами статьи выступили эксперты по проблемам инклюзивного образования: Мария Козлова (НИУ ВШЭ), Рахат Орозова (Американский университет Центральной Азии в Бишкеке, Кыргызстан) и Бибигуль Искакова (НИУ ВШЭ).
Статью также прокомментировали редакторы специального выпуска журнала «Children and Youth Services Review» Майкл Раселл (Университет Инсбрука, Австрия), Сара Филлипс (Университет Индианы в Блумингтоне, США) и Елена Ярская-Смиронова (НИУ ВШЭ). В обсуждении статей участвовали сотрудники НУГ и Лаборатории, а также другие авторы, работающие над статьями для специального выпуска.