• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Демографическая и семейная политика в трех посткоммунистических странах

В рамках Международной лаборатории исследований социальной интеграции 23 мая 2022 прошел научный семинар, посвященный демографической и семейной политике в трех посткоммунистических странах.

Демографическая и семейная политика в трех посткоммунистических странах

thodonal

Линда Кук (Университет Брауна, США), Елена Яраская-Смирнова (НИУ ВШЭ) и Владимир Козлов (НИУ ВШЭ) представили свою статью «Demographic and family policies in three post-communist countries». В ней авторы сравнивают «флагманские» пронаталистские программы, принятые в начале 2000-х годов в России, Польше и Венгрии для повышения рождаемости, а также поддержки семей с детьми.  Было обнаружено, что данные программы оказали наиболее существенное и несоизмеримое влияние на детскую бедность из-за их разного дизайна. Кроме того, было исследовано предоставление дошкольного ухода за детьми и отпуска по уходу за ребенком с уровнями занятости матерей в разных случаях. Авторы пришли к выводу, что в уровне занятости матерей сохраняются устойчивые различия во всех случаях, независимо от политики, при этом подавляющее большинство матерей во всех трех случаях работают, несмотря на доминирующие неофамилиалистские дискурсы.

Дискутантами статьи выступили эксперты по проблемам инклюзивного образования: Екатерина Бороздина (Европейский университет в Санкт-Петербурге) и Керем Габриэль Октем (Бременский университет, Германия) 

Екатерина Бороздина прочла статью с социологической точки зрения. Она отметила, что важные акценты на неравенстве и трудовом участии женщин стоит сделать более последовательным по всей статье. Между тем, также было бы важно изучить, как режимы используют идеологии для легитимизации программ социальной политики и как используют сами эти меры социальной политики для самолегитимизации.

Керем Габриэль Октем исследует проблемы семейной и демографической политики в странах Центральной Европы. С его точки зрения, текст поднимает несколько важных вопросов, которые могут быть сгруппированы в две большие проблемы и по сути указывают потенциально на две самостоятельные статьи: во-первых, о влиянии пронаталистской политики на рост рождаемости, во-вторых, влияние семейной политики на трудовое участие женщин, при этом было бы интересно рассмотреть отдельно меры, связанные с поддержкой детей, и меры, адресованные родителям, и увидеть региональные вариации их эффектов. Было бы полезно поместить поставленные в статье вопросы в более широкую перспективу литературы по семейной политике, причем фокусируясь не только на странах постсоциализма, но более общих, теоретических соображениях. 

В обсуждении статьи также участвовали сотрудники Лаборатории.