• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Партнеры МЛ ИСИ выступили приглашенными спикерами на семинаре «Разнообразие, равенство, инклюзия»

3 октября 2023 г. состоялся семинар заведующей лабораторией Е.Р. Ярской-Смирновой в рамках курса у студентов-социологов «Разнообразие, равенство, инклюзия».

Партнеры МЛ ИСИ выступили приглашенными спикерами на семинаре «Разнообразие, равенство, инклюзия»

Photo by Hannah Busing on Unsplash

Приглашенными спикерами стали Анна Львовна Битова – основатель «Центра лечебной педагогики» (ЦЛП), и Григорий Маркович Сыркин – руководитель волонтерского департамента Центра, а также Игорь Новиков – сооснователь организации Everland, руководитель НКО «Пространство равных возможностей».

– Зачем вы этим занимаетесь?

– Меня просто заинтересовала нетривиальная задача.

С этих слов началась встреча с партнерами МЛ ИСИ. Один из спикеров, Игорь Новиков кратко рассказал о своей жизни, о долгом и непростом пути к тому, чтобы заниматься социальными проектами. Одним из ключевых моментов стала его работа деканом, в рамках которой он «продавал» юридический факультет поступающим и их родителям. Один раз к нему подошла мама ребенка с инвалидностью, и между ними состоялся диалог:

— Скажите, а мой ребенок сможет стать юристом?

— Конечно, может, ведь вот как много возможностей в рамках университета.

Но по словам Игоря, он тут же задался вопросом: «А зачем я вру? Ведь суровая корпоративная среда вытеснит человека с инвалидностью, не дав ему возможность раскрыть свой потенциал». Тогда Игорь решил, что надо что-то делать, и так зародилась идея платформы «Everland» —  инклюзивного в то же время социального и предпринимательского проекта.

«Мы были наивными когда приступили к реализации задуманного проекта» – отмечает Игорь, вспоминая, как с командой рассчитывали на то, что им просто нужно создать организацию, собрать команду и там будет наплыв талантливых молодых ребят с инвалидностью. Ведь глобальная концепция за коммерческой стороной была масштабной: посредством инклюзии «помочь человечеству не уничтожить себя». Однако со временем команда столкнулась с жестокой реальностью, нежеланием и отсутствием понимания со стороны.

В рамках семинара звучало напоминание – принимать общество как данность. Если на первый взгляд кажется, будто инклюзия – это «про инвалидов», то необходимо расширять границы означающего.

Игорь Новиков рассмотрел такие проблемные кейсы, как интеграция в общество людей, совершивших насилие, бывших заключенных. Поэтому семинар оказался для студентов не просто источником теоретического вдохновения, но и практическим правилом для работы с прикладными проектами.

По мнению Игоря Новикова, для того, чтобы инклюзия в широком смысле состоялась как плодотворный проект, действительно делающий жизнь людей лучше и достойнее, социологи должны снабдить менеджеров экспертизой. Спикер отмечал, что помимо конкретных теоретических знаний и навыков организации методологии исследований, необходимо уметь переводить сложный научный язык на понятный для менеджеров и массовой аудитории: «Нужно говорить громче, понятнее и проще». В этом, кстати говоря, тоже состоит принцип инклюзии – расширение доступа.

Представители «Центра лечебной педагогики» рассказали о миссии своей организации, состоящей в оказании помощи в формировании навыков самостоятельной жизни у людей с психическими особенностями. Изначально Центр занимался только реабилитацией и обучением детей с такими особенностями, но в дальнейшем организация также стала оказывать помощь взрослым.

Затем студенты посмотрели ролик об истории одного из подопечных Центра, после чего Григорий предложил студентам поучаствовать в «социальном эксперименте», который заключался в ответе на несколько вопросов для рефлексии представлений о достойной, хорошей жизни. Эти вопросы касались самых простых, но фундаментальных аспектов жизни – что можно считать счастливой жизнью, какое должно быть количество комнат в жилье, предпочтительного числа сожителей, проведения досуга и свободного времени, распоряжения своими вещами. Но после ответа на каждый из этих вопросов Анна и Григорий рассказывали о том, как устроена жизнь подопечных интернатов.

Таким образом, вопросы, задаваемые студентам, подвели группу к осмыслению проблемы проживания в учреждениях-интернатах для людей с ОВЗ. Соответствуют ли условия такого рода мест критериям счастливой жизни?

Начать стоит с того, что попасть в подобное учреждение значительно проще, чем покинуть. Анна Львовна рассказала об истории о людях, которым пришлось столкнуться с жизнью в данных интернатах. Наиболее примечательным был кейс про девушку, которой еще в раннем детстве поставили недееспособность из-за проблем с успеваемостью в школе. Комиссия, принимавшая решение о дальнейшей судьбе девочке, «нашла» у нее ментальные нарушения, не позволяющие ей управлять своей жизнью самостоятельно. Результат – лишение дееспособности. Как оказалось значительно позже, проблемы с успеваемостью были вызваны не когнитивными особенностями девушки, а ее серьезными проблемами со зрением. Получившая недееспособность за 15 минут героиня истории боролась за возвращение своих прав порядка 5 лет.

Сложно представить, каково это, когда твоя судьба ограничена не просто какими-то внешними условиями или собственными проблемами со здоровьем, но решением группы людей и последующей стигмой. Однако жизнь на этом не заканчивается. Впереди ожидает повседневность в интернате.

Ограничение дееспособности подразумевает ограничение человека в выборе: где жить, чем питаться, каким будет распорядок дня и т.п. Такое положение дел отражается во всех аспектах жизни в большинстве интернатов. Проживающие там люди не решают с кем они будут жить, сколько времени они могут уделить каким-либо своим делам, на какое время они могут выйти в мир «за забором». Все подлежит согласованию с руководством интерната – они делают за тебя выбор.

По мнению приглашенных нашей Лабораторией спикеров, несмотря на ограничения возможности здоровья, человек должен иметь выбор. Проблема жизни в интернате, связанная с лишением свободы и субъектности как таковой связана не с самими учреждениями, но невозможностью выбрать альтернативы. Это и пытается решить Центр лечебной педагогики. Его миссия – дать людям выбор и, что не менее важно, научить их выбирать, предоставить им языковую систему, подходящую под их особенности здоровья.

Несмотря на то, что семинар был посвящен, скорее, практическим проблемам, связанным с жизнью людей с ОВЗ в России, после встречи студенты, на основе полученных знаний о людях с особенностями мышления, стали размышлять о феномене субъектности, ответственности, свободы и задались вопросами: 

Как гуманизм сочетается с инклюзивным проектом? На примере команды «Everland», акцентирующей внимание на тех категориях людей, кому действительно можно было помочь, можно предположить, что гуманизм перестает быть абстрактным и метафизическим, а превращается в довольно рациональный и прагматичный.

Зачем нужны инклюзивные принципы компаниям? Ведь, с одной стороны, инклюзивные принципы отвечают нормам стандарта качества, улучшают имидж и иногда отвечают запросам потребителей. С другой стороны, они являются действенным механизмом в решении сложных экономических задач. В каждой компании надо найти то, что нужно именно ей: какую группу интегрировать? Внутри компании или за ее пределами? Какими способами? Ответив на эти вопросы, компания поймёт собственную мотивацию во внедрении инклюзивных принципов.

Наша Лаборатория выражает благодарность партнерам – Анне Львовне Битовой и Григорию Марковичу Сыркину («Центр лечебной педагогики»), Игорю Новикову (Everland, НКО «Пространство равных возможностей»), а также Крыловой Ирине, Деменок Никите, Васильевой Анне и Самосудовой Анне за подготовку материала о прошедшем семинаре.