Исследования социально уязвимых групп: мотивация, вовлечение, эффекты. Виды проектов, форматы и способы взаимодействия
12 декабря 2023 г. Елена Ярская-Смирнова выступила с онлайн-лекцией на тему «Исследования социально уязвимых групп: мотивация, вовлечение, эффекты. Виды проектов, форматы и способы взаимодействия» для аспирантов и сотрудников университета Сириус.
Лекция прошла в интерактивном формате и включила три раздела: подходы к интервьюированию людей с ментальными особенностями, проблема отказа от участия в исследовании, партисипаторные методы.
Вначале лектор и участники обсудили аспекты подготовки, организации и проведения интервью с людьми, имеющими ментальные особенности. Эти аспекты затрагивают характеристики интервьюера, составление инструментария, выбор времени и места, подготовку процедуры сбора данных, коммуникацию в полевой ситуации. Кроме того, важно не упустить такие сенситивные моменты, как политика организации в отношении раскрытия информации, эмоциональная реакция на некоторые темы, необходимость или нежелательность участия третьих лиц.
Особый вопрос – это стратегии коммуникации при составлении гайда интервью и в процессе полевой работы: на этот счет уже есть целая система рекомендаций, разработанных зарубежными коллегами. Кроме этого, Елена предоставила слушателям примеры инструкций доверенному лицу, принимающему участие в интервью. В лекции обсуждались и примеры из текущих проектов МЛ ИСИ, опыт полевых исследований с информантами, имеющими те или иные особенности коммуникации. Особый акцент был сделан на способах визуальной поддержки, в том числе, альтернативной и дополнительной коммуникации в ходе интервью.
Слушателей интересовала проблема отказа от исследования некоторых групп информантов, например, родителей детей с ментальными особенностями. Участники высказали свои предположения о причинах и поделились возможными способами решения таких проблем. Затем Елена поделилась систематизированными соображениями по поводу причин отказа от исследования, включая особенности формулировки вопросов, их уместности, ощущения отчуждения исследования от реальных проблем респондентов, несоразмерности усилий, целей и мотивов, а также ощущение дисбаланса власти.
Отдельно остановившись на методологии и примерах применения фото-голоса, она перешла к рассмотрению партисипаторных подходов, создающих необходимую в некоторых случаях альтернативу классической методологии. Истоки, цели, принципы, эмпирические методы PAR – партисипаторных и акционистских исследований – были представлены в последней части лекции на основе литературного обзора и анализа опыта, полученного благодаря участию в ряде проектов.
В завершении лекции Елена обсудила со слушателями такие важные проблемы PAR, как степень участия людей, в том числе имеющих ментальные особенности, на разных стадиях исследовательского цикла, способы обмена полученными знаниями, а также волнующий многих вопрос о методологической строгости подобных исследований.