• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роман Карих выступил на совместном семинаре Аспирантской школы по социологическим наукам и МЛ ИСИ

15 апреля 2024 г. прошел совместный семинар Аспирантской школы по социологическим наукам и МЛ ИСИ, в рамках которого Роман Карих представил доклад «Российская государственная политика в отношении открытой науки в России».

Роман Карих выступил на совместном семинаре Аспирантской школы по социологическим наукам и МЛ ИСИ

Photo by Vlad Tchompalov on Unsplash

Роман Карих, стажер-исследователь МЛ ИСИ и аспирант 3 года обучения, в рамках своего выступления отметил, что понимание развития открытой науки в России связано с позицией государства, роль которого является определяющей из-за особенностей институциональной среды. Это подтверждается результатами представленной в рамках семинара динамики развития концепции и роли государства в нем в Европе и России. 

Основная гипотеза представленного исследования состоит в том, что государство принимает участие в развитии открытой науки, в то же время за счет борьбы коалиций его политика имеет непоследовательный характер, что в итоге выражается в видоизмененном характере концепции в рамках её локализации в России.

В соответствии с поставленными задачами в качестве теоретической рамки был выбран Advocacy Coalition Framework (ACF). ACF используется для описания общей структуры политической подсистемы в отношении открытой науки на базе хронологического анализа регуляторных инициатив, а также неформализованного анализа грантовой поддержки. Впервые применяя данную методологию по отношению к открытой науке в России, исследование фокусируется исключительно на политической подсистеме, и оставляет без внимания другие значимые в рамках фреймворка концептуальные категории.

В своем выступлении Роман представил анализ позитивных и негативных эффектов на политическую подсистему, которые производят акторы в результате проводимой государственной политики в рамках выделенных стратегий по изменению институциональных правил с помощью государственных инициатив и грантовой поддержки: от появления правовой основы для открытого доступа до сокращения популяризации науки. Позитивные и негативные эффекты проводимой государственной политики напрямую влияют на процесс локализации концепции открытой науки, что выражается в видоизмененном характере концепции в России.

В рамках семинара было продемонстрировано, что эффекты проводимой государственной политики влияют не только на концепцию открытой науки, но и непосредственно на самих акторов политической подсистемы, в результате чего происходит усиление одних акторов и ослабление других

Докладчику поступили вопросы от Савинской Ольги про отсутствие среди выделенных акторов, влияющих на открытое образование, РНФ. Роман отметил, что он является частью другого актора и не было смысла обозначать его отдельно. Рецензент, Кожанов Андрей, отметил, что работа очень интересная, но в ней не хватает самих российских ученых, которые делают выбор в том, куда и каким образом им стоит публиковать результаты своих исследований. Роман сказал, что это не вписывается в имеющуюся рамку, но было бы очень интересно включить их в анализ при следующих исследованиях открытой науки в России.