Сотрудники МЛ ИСИ приняли участие в 16-ой конференции Европейской социологической ассоциации
27 – 30 августа в г. Порту, Португалия прошла 16-ая конференция Европейской социологической ассоциации, в которой приняли участие сотрудники нашей Лаборатории.
Заведующая МЛИСИ Елена Ярская-Смирнова, ведущий научный сотрудник МЛИСИ Роман Абрамов, стажер-исследователь Егор Новгородов и стажер-исследователь Екатерина Долгова приняли участие в 16-ой конференции Европейской социологической ассоциации 27 – 30 августа в г. Порту, Португалия. В рамках конференции с обобщающей темой «Tension, Trust and Transformation» («Напряжение, доверие и трансформация») исследовательскими группами были организованы десятки специальных тематических секций, посвященных разным аспектам актуальной социологической проблематики.
Роман Абрамов сосредоточился на посещении и участии в работе близких его научным интересам секций. В частности, он был участником секции, посвященной анализу профессий и профессионализма в перспективе власти и знаний (RN19_T05: Knowledge-power nexus revisited), руководителем которой была Кристина Шнелл. Она открыла эту сессию собственным докладом о проблематизации концепций профессионализма в социологии с точки зрения вызовов неолиберализма и патернализма («Beyond Paternalism and Neoliberalism? On Contemporary Professionalism and Future Perspectives») и показала работу этих концепций на примере авторского исследования финансовых менеджеров Всемирного банка. Финский социолог профессий В.Алакиви познакомил аудиторию со своим исследованием динамики дискурса профессионалов, работающих в сфере социальной политики. Интересный кейс, посвященный влиянию внедрения специального программного обеспечения на профессиональную коммуникацию и профессиональные знания архитекторов был представлено социологами из Германии Мари Хеппнер и Аджи Синкх.
В качестве докладчика Роман Абрамов принял участие в сессии «Профессионализм и технологические трансформации». На этой сессии обсуждались вызовы профессионализму, связанные с новыми технологиями, и говорилось о том как врачи используют компьютерные базы знаний больниц, какие профессиональные аспекты труда есть у блогеров и инфлюэнсеров. Презентация Романа Абрамова была обобщающей и называлась «Теории профессионализма сегодня: концептуальные вызовы и новые аналитические горизонты». В докладе было показаны несколько направлений вызовов современной социологии профессий, где имеющиеся теоретические модели профессионализма работают относительно плохо и требуется поиск нового понимания определения профессий и профессионализма в социологической перспективе. Также в докладе обсуждались вызовы и возможности для теорий профессионализма, которые создает искусственный интеллект, платформенный капитализм и развитие новых медиа. Были предложены перспективы развития теорий профессионализма в новых условиях. Доклад вызвал значительный интерес аудитории.
Роман Абрамов является членом комитета дисциплинарной сети «Социология профессий» «Социология профессий» RN19 - Sociology of Professions Европейской социологической ассоциации (ESA) и участвует в формировании тематической повестки работы комитета, рецензировании заявок на мероприятия ESA. В ходе конгресса комитет «Социология профессий» провел встречу, на которой обсуждались дальнейшие направления развития дисциплинарной области и организационные вопросы работы комитета. В ее работе приняли участие Елена Ярская-Смирнова и Роман Абрамов.
Екатерина Долгова приняла участие в секции “Arts educations and arts in education” (“Образование в области искусства и искусство в педагогике”) с докладом “Perception of Art Production Process by Performers with Disabilities in an Inclusive Museum” (“Восприятие процесса производства искусства работниками с инвалидностью в инклюзивном музее”). В докладе Екатерина Долгова представила предварительные результаты своей кандидатской диссертации о том, как музей через призму российского опыта помогает преодолевать трудовую эксклюзию и как люди с инвалидностью воспринимают свое положение в качестве работников в инклюзивном музее. В ходе обсуждения доклада исследователи из разных европейских стран задавали вопросы, при ответе на которые особое внимание было уделено уникальности российского опыта и его сравнению с западными кейсами музейной партиципации. Также участники секции подчеркнули важность этнографических заметок, обусловленную самим социальным пространством музея. Кроме того, в работе секции принимали участие докладчики из Португалии, Швеции, Норвегии и Латвии. В фокусе их исследований также находился музей как площадка, на базе которой анализировались, например, пространственное разделение труда в культурных институциях, трансформации образовательных практик в области изобразительного искусства, культура соучастия на примере вовлечения молодежи в образовательные музейные практики. В ходе работы секции Екатерина познакомилась с новыми научными течениями в области социологии искусства и культуры и получила ценные комментарии для дальнейшего исследования по теме диссертации.
Доклад Егора Новгородова, озаглавленный «Video Games as a Tool for Creating “Good Citizens”: Content Analysis of Media Representations» («Видеоигры как инструмент создания «хороших граждан»: контент-анализ репрезентаций в СМИ»), был включен в секцию в рамках направления RN02 - Sociology of Arts («Социология искусств»). С разрешения организаторов доклад был представлен в онлайн-формате. В своем выступлении на основе анализа материалов российских СМИ Егор Новгородов продемонстрировал, как в последние годы трансформируется образ компьютерных игр и отношение к ним в федеральных медиа-ресурсах – от осуждения и обвинений в пропаганде насилия к признанию видеоигр нейтральным объектом, который может использоваться, в том числе, в целях воспитания и трансляции официальной повестки. Этот доклад вызвал активное обсуждение, продолжившееся по переписке. Интерес коллег вызвало как теоретическая рамка работы, так и отдельные аспекты рассмотренных в ней медиа-дискурсов. Егор Новгородов получил любезное приглашение организаторов посетить промежуточную конференцию исследовательской группы “Социология искусства” как части научного сообщества ЕСА в Барселоне в следующем году.
Елена Ярская-Смирнова приняла участие в работе секции “Социология инклюзивного образования” с докладом докладом «Реализация концептуальной миссии Саламанкской декларации: установки педагогов дошкольного воспитания в отношении инклюзии в Казахстане, Китае и России». В докладе были представлены результаты сравнительного анализа данных опроса воспитателей дошкольных учреждений в трех странах. Исследование показало, что инклюзия является довольно новым явлением в системах образования указанных стран. Концепция инвалидности в этих национальных контекстах меняется, но во многом по-прежнему базируется на «медицинской модели». По-прежнему остается много детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью, которые депривированы от получения услуг образования и раннего развития (Su et al., 2020; HRW, 2019). Результаты показали важность подготовки специалистов в области дошкольного воспитания и образования по вопросам инклюзии, поскольку их компетентность приводит к более позитивным установкам в отношении инклюзии. Такая подготовка должна осуществляться как в вузовских программах, так и в формате повышения квалификации в процессе наработки профессионального опыта. Помимо уровня подготовки, на отношение педагогов повлияли еще несколько переменных, в том числе размер группы детей, возраст и предыдущий опыт работы опрошенных с детьми, имеющими особые потребности или инвалидность. Результаты продемонстрировали общее положительное влияние инклюзивной культуры организации, которая ассоциировалась с позитивным отношением всех стейкхолдеров. Вместе с тем, данные опроса не могут обеспечить глубину понимания восприятия и установок, в связи с чем, следующим этапом исследования станут качественные интервью и контекстный сравнительный анализ.