• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники МЛ ИСИ выступили на всероссийской научной конференции с международным участием «Социальные исследования старения. Отложенное старение во времена постковида и неопределенности»

19-20 ноября 2024 состоялась всероссийская научная конференция с международным участием «Отложенное старение во времена постковида и неопределенности», проводимая на базе Социологического института РАН. В ней приняли участие сотрудники Международной лаборатории исследований социальной интеграции.

Сотрудники МЛ ИСИ выступили на всероссийской научной конференции с международным участием «Социальные исследования старения. Отложенное старение во времена постковида и неопределенности»

Фото с официального сайта Социологического института РАН

Свой доклад «Онлайн-курсы активного долголетия: структура мотивов пожилых слушателей», сделанный в сотрудничестве с заведующей лаборатории Еленой Ярской-Смирновой, был представлен стажером-исследователем МЛ ИСИ Петровой Еленой в секции «Цифровизация и цифровые технологии в жизни пожилых людей». В выступлении было отмечено три превалирующих мотива участия в онлайн-курсах, были затронуты особенности отношения слушателей онлайн-курсов программ активного долголетия, выделенные в результате количественного исследования. В заключение были затронуты вопросы расширения исследования. Выступление вызвало активное обсуждение коллег по исследовательскому полю. В частности, обсуждался вопрос возможности применение различных моделей изучения отношения к образовательным онлайн-технологиям

В этой же секции, посвященной цифровизации жизни пожилых людей, Новиковым Александром, студентом 4-го курса ОП «Социология» и членом проектной группы студентов и аспирантов «Образовательные курсы для пожилых людей как ресурс активного долголетия», был представлен доклад «Цифровая повседневность пожилых россиян в зеркале программ активного долголетия: онлайн формат хорош, если б не гаджеты и Интернет», подготовленный совместно с стажёром-исследователем МЛ ИСИ НИУ ВШЭ Бучацким Арсением и ведущим научным сотрудником МЛ ИСИ НИУ ВШЭ Антоновой Викторией. Было презентовано, что участники онлайн-курсов, хотя и ценят удобство обучения в любом месте и времени, парадоксально выражают негативное отношение к формату из-за необходимости использования гаджетов, Интернета и отсутствия технических навыков или доверия к онлайн обучению. Низкая популярность онлайн курсов по цифровой грамотности среди пожилых участников программ активного долголетия, несмотря на их очевидную полезность, объясняется основными барьерами: неумением работать в онлайн, отсутствием технической возможности и недоверием к формату. В ходе активной дискуссии, вызванной презентацией доклада, были предложены доработки для следующих опросов пожилых, которые способны дополнить текущее исследование.

Фото с официального сайта Социологического института РАН

В секции «Социально участие пожилых» Михалёва Влада, стажёр-исследователь МЛ ИСИ, выступила с докладом, подготовленным вместе с ведущим научным сотрудником МЛ ИСИ Присяжнюк Дарьей, «Компетенции преподавателей для пожилых: между теорией критической герагогики и запросами слушателей «серебряного» возраста». В рамках доклада обсуждалось, какие навыки у преподавателей кажутся наиболее важными для слушателей курсов активного долголетия, как эти представления соотносятся с идеями критической герагогики. Основным выводом стало то, что социальные компетенции герагогов (преподавателей для пожилых людей), которые основаны на принципах Мадридского плана, наиболее актуальны для «ресурсных» групп слушателей, что подсвечивает парадокс расширения прав и возможностей среди пожилых людей. Во время обсуждения доклада были высказаны идеи о важности интеграции менее ресурсных групп пожилых людей в проекты активного долголетия.

Фото с официального сайта Социологического института РАН

В онлайн-сессии конференции стажер-исследователь МЛ ИСИ Егор Новгородов и Елена Ярская-Смирнова представили доклад на тему "Видеоигры как инструмент повышения цифровой компетентности пожилых людей». В докладе коллеги доказали потенциал геймификации и "серьезных игр" в образовании пожилых. Перспективы геймификации продемонстрированы на примере успешных зарубежных социальных проектов, а также систематических обзоров литературы, подтверждающих позитивные эффекты от имплементации игровых элементов в традиционные практики социальной работы. В заключение было отмечено, что внедрение элементов геймификации в образовательные курсы для пожилых людей может существенно улучшить качество этих курсов и адресовать барьерам, отмеченным респондентами.