Библиотека ресурсов
Общие рекомендации |
||
Книги |
||
1 |
*Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Б.Б. Айсмонтаса : мет. рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – Москва : МГППУ, ООО «Сам полиграфист», 2015 — 286 с. |
В пособии представлены рекомендации и программы занятий с абитуриентами и студентами с инвалидностью и ОВЗ по профориентационной работе. Уделено внимание проблемам психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, в частности, проблемам виктимизации личности студентов, дана программа психолого- педагогического сопровождения. |
2 |
*Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М. : МГППУ, 2015. – 196 с. |
В пособии рассматриваются основы инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ, главные направления и особенности их адаптации к учебному процессу в вузе, методические и практические аспекты обучения студентов инвалидностью и ОВЗ. |
3 |
*Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М. : МГППУ, 2015. – 334 с. |
Интеграция студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, создания доступной среды, применения новых технологий для обучения. Исходя из этого в хрестоматии, представлены публикации, охватывающие психолого-педагогические основы инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ, главные направления и особенности их адаптации к учебному процессу в вузе, методические и практические аспекты обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ. |
4 |
Морозова Е.В., Дымочка М.А., Козлов С.И., Жукова Е.В., Сивухина М.В. Этика и диентология в практической деятельности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, тактика безконфликтного поведения. Методическое пособие – М. 2013.
URL: www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/58/ |
В данном пособии представлены научно-методические подходы к изучению этики и деонтологии применительно к профессиональной деятельности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, раскрыты основные психосоциальные факторы, влияющие на формирование конфликтной среды в данной области социальных взаимодействий, показана культурно-историческая основа возникновения противоречий, обусловливающих необходимость в институциональной общественной структуре - экспертизе инвалидности. В прикладных главах пособия проведен подробный феноменологический анализ конфликтной проблематики с описанием конкретных примеров и ситуаций, возникающих в процессе экспертного освидетельствования, сформулированы основные типы сложных конфликтных ситуаций и алгоритмы их распознавания, профилактики и редуцирования, затронуты вопросы влияния личностных особенностей специалистов и освидетельствуемых и их роль в развитии конфликтов, рассмотрены принципы психологически эффективной организации экспертного процесса, с целью создания доступной и качественной экспертной среды. |
5 |
Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А.Козыревой : учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П.Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. – КГПУ, 2015. – 93 с.
|
В учебном пособии раскрываются актуальные вопросы теории и практики инклюзивного образования студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в условиях КГПУ им.В.П.Астафьева. Содержание учебного пособия включает теоретические и методические подходы к построению практики инклюзии; подходы к построению модели инклюзивного образования студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в условиях вуза; теоретические, методические и практические вопросы организации процесса комплексного медико-социального и психолого-педагогического студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе. |
6 |
Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор. Спб 6. : ГУАП, 2009. - 160 с.
|
Отличительная особенность данного аналитического обзора состоит в том, что в нем не только обобщен передовой опыт в области применения средств ИКТ в высшем образовании стран, участвующих в проекте, но и подробно изложены особенности формирования политики по применению современных технологий в высшей школе. Данный обзор, еще раз показал, что сегодня только через сотрудничество международное сообщество в состоянии решить те сложные задачи, которые ставит перед ним информационное общество знаний. |
7 |
Патраков, Э. В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза: монография / Э. В. Патраков, Л. В. Токарская, О. В. Гущин. — Екатеринбург : УрФУ, 2015. — 184 с.
URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31220/ |
В монографии рассматриваются проблемы и методология обеспечения доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе. Представлена модель Центра сопровождения студентов с ограниченными возможно- стями здоровья на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. |
Статьи |
||
8 |
Коростелева, Н.А. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вузов как педагогическое условие формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам. Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5 (120). – С. 79-81.
|
Рассмотрено понятие «толерантность» с точки зрения различных авторов, акцентируется внимание на физиологической толерантности и толерантности по отношению к студентам с физическими недостатками. Обоснованы необходимые педагогические условия формирования толерантного отношения к таким студентам. Автор приходит к выводу о необходимости организации специальной психолого-педагогической подготовки преподавателей высшей школы к обучению студентов-инвалидов в условиях интегрированного обучения. |
9 |
Леонтьев, Д. А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, А. А. Лебедева // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 80-94.
|
Рассматриваются личностные ресурсы и механизмы психологической устойчивости у лиц с ограниченными возможностями здоровья и их роль в инклюзивном образовании. |
10 |
Мартынова Е.А. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями как социальная и педагогическая проблема.
|
В статье раскрывается объективный характер противоречий социального и педагогического характера, порождающих проблему доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Показано, что от ее решения зависит полноценность реализации общественно и личностно значимых функций высшего образования. |
11 |
Зиновьева, В. И. Подготовка социальных работников и принципы инклюзии в университетах Финляндии / В. И. Зиновьева, М. В. Берсенев, П. И. Мозгалева // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 11. – С. 39-42 |
Рассматривается опыт двух университетов (Тампере и Восточной Финляндии), на основе которого представлен анализ системы подготовки социальных работников. Освещаются вопросы сопровождения студентов с инвалидностью в образовательном процессе. Приводятся рекомендации по внедрению принципов инклюзивного обучения в университетах России. |
12 |
Зиновьева, В. И. Развитие системы сопровождения студентов- инвалидов в высших учебных заведениях Бельгии (Свободный университет Брюсселя, Высшая школа Брюсселя) / В. И. Зиновьева, М. В. Берсенев // Вестник Томского государственного университета. История. – 2010. – № 3 (11). – С. 143-147.
|
Рассматриваются принципы и методы деятельности служб помощи студентам-инвалидам, взаимодействие с административными службами, преподавательским составом, общественными организациями в вузах Брюсселя. Службы помощи являются некоммерческими организациями, сочетают помощь инвалидам с исследовательской деятельностью, изучают отношения среды к студентам-инвалидам в разных вузах, влияние непрерывного профессионального образования на специалистов с инвалидностью. |
13 |
Радченко, О. Е. Влияние социального знания на формирование толерантности в отношении инвалидов. Вестник Томского государственного университета. История. – 2011. – № 4 (16). – С. 141-143.
|
Рассмотрена проблема формирования общественного мнения в отношении инвалидов в вузе, которое оказывает существенное влияние на процесс адаптации инвалидов и формирования безбарьерной среды их жизнедеятельности в вузовской системе. Сложности адаптации инвалидов раскрываются через призму наличия толерантности и интолерантности в общественном сознании, а также соотношения сознания и бессознательных структур в психике человека. Особое внимание уделено фактору социального знания, посредством которого возможно преодоление интолерантности в отошении инвалидов в вузе. |
14 |
Сизикова, В. В. Система сопровождения абитуриентов и студентов вузов в условиях инклюзивного образования / В. В. Сизикова, Н. А. Тюрина// Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 8 (108). – С. 104-107. |
Поднята проблема сопровождения абитуриентов и студентов с инвалидностью в процессе довузовской и вузовской подготовки. |
Books |
||
15 |
*Abbott, C. Special Educational Needs and the Internet: Issues for the Inclusive Classroom, London and New York, 2002. 232 p. |
With contributions from leading practitioners in the field, this book addresses the huge range of possibilities the Internet and associated technology offer for these pupils. Combining current theory and debate with practical guidance and inspiring case studies, this book considers: * how the Internet can be used to gather and publish information * how to communicate effectively through technology * policy and management issues for schools * the continuing challenges for access and inclusion. This book will be of interest to all teachers involved in special education needs, in both mainstream and special schools. |
16 |
*Adams M. & Brown S. Towards Inclusive Learning in Higher Education. Developing curricula for disabled students. London: Routledge, 2006. 220 p. |
The book explores the all the key areas in higher education today, including: •the student's transition from FE to HE •current barriers to inclusive education •uses and requirements for information technology •quality issues and benchmark descriptors •examinations and assessment •employability and work placements. |
17 |
*Armstrongm A. Ch. Armstrong D. & Spandagou I. Inclusive Education: International Policy & Practice, SAGE Publications Ltd, 2010. 176 p. |
The authors consider developments, both in current thinking about the meaning of inclusion and in terms of policies and practices, in the context of education systems across the world and their differences and inter-relatedness. Topics covered include the increasing pressure on educators to develop a global policy agenda for inclusive education, the individual needs of children, the illusion of inclusivity and the importance of local contexts in determining policy. The book's international perspective illuminates common successes, failures and concerns. |
18 |
Ballard K. Inclusive Education: International Voices on Disability and Justice. Falmer Press, 1999. 210 p. |
The book offers reflections on inclusion and exclusion in the context of schools that do not cater well for diversity. The contributors and issues raised are international, giving the reader everything necessary for considering concepts and practices across countries and cultures, and highlighting ways in which schools might bring down the barriers to participation and learning. |
19 |
Clark J. Building Accessible Websites. 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://joeclark.org/book/sashay/serialization/home.html |
With lawsuits and human-rights complaints proliferating, and with simple awareness of accessibility percolating through the industry, soon it will be hard to find a web shop that won't be producing accessible sites, whether it presently has the experience and know-how or not. Government mandates, lawsuits from disability groups, more non-English speaking web users, and an increasing population of Web-enabled devices make this a vital topic. |
20 |
Corbett J. Supporting Inclusive Education. A Connective Pedagogy. London: outledgeFalmer, 2001. 140 p.
|
The book includes chapters on: • different teaching and learning styles; • the effective use of learning support assistants; • responding to challenging behavior; • how to research inclusive education. |
21 |
*Forlin C., Loreman T. Measuring Inclusive Education. International Perspectives on Inclusive Education, Volume 3. Emerald, 2014. 329 p. |
The Volume focuses on measuring inclusive education from a range of different perspectives. It is grounded upon a review of what is meant by inclusive education and ways in which different systems are measuring its impact and the positive outcomes achieved by all involved. |
22 |
ICT in Education for People with Special Needs. Specialized training course. Moscow, 2006. 160 p.
URL: http://iite.unesco.org/pics/ |
The course represents the best international experience and helps to acquire knowledge and develop practical skills on specifics of ICT application in face-to-face and distance education. The training materials of the course cover educational issues of five main groups of disabilities: physical, visual, hearing, speech and language, cognitive, and learning. Particular emphasis of the course is put on the basic aspects of ICT policy development in special needs education, including promotion of ICT infrastructure, integration of ICTs into curriculum, training and retraining of ICT specialists. |
23 |
Mitchell D. Contextualizing Inclusive Education: Evaluating Old and New International Paradigms. London: Routledge, 2005. 309 p.
URL: https://books.google.ru/ ... |
Inclusive education is a complex and problematic concept that raises many questions. A team of prominent academics present fresh and critical perspectives on these issues, drawing upon their global resources and knowledge. The over-arching theme of this book is that social, political, economic and cultural contexts play a central role in determining whether or not inclusive education is implemented in a range of regions and countries around the world. |
24 |
Mitchell D. What Really Works in Special and Inclusive Education: Using Evidence-Based Teaching Strategies, 2nd ed. London: Routledge, 2014. 253 p.
URL: http://samples.sainsburysebooks.co.uk/ |
The author presents 24 strategies covering: - strategies for arranging the context of learning, such as inclusive education, cooperative group teaching and the classroom climate - cognitive strategies, including self-regulated learning, memory enhancement and cognitive behavioural therapy - behavioural strategies, addressing issues of functional assessment and direct instruction - formative assessment and feedback - assistive technology and opportunities to learn. |
25 |
Nguyen, X. Th. The Journey to inclusion, Rotterdam, Netherlands : Sense Publishers, 2015 - 199 p. |
This series addresses the many different forms of exclusion that occur in schooling across a range of international contexts and considers strategies for increasing the inclusion and success of all students. In many school jurisdictions the most reliable predictors of educational failure include poverty, Aboriginality and disability. Drawing from a range of researchers and educators from around the world, Studies in Inclusive Education will demonstrate the ways in which schools contribute to the failure of different student identities on the basis of gender, race, language, sexuality, disability, socio-economic status and geographic isolation. This series differs from existing work in inclusive education by expanding the focus from a narrow consideration of what has been traditionally referred to as special educational needs to understand school failure and exclusion in all its forms. Moreover, the series will consider exclusion and inclusion across all sectors of education: early years, elementary and secondary schooling, and higher education. |
26 |
*Rayener S. Managing Special and Inclusive Education, SAGE Publications, Sep 18, 2007. 232 p. |
This book is a guide to special and inclusive education and provides a comprehensive overview of this complex field. The author examines context, policy and practice, and shows how to successfully navigate the managerial challenges involved, while contributing to the way forward through leadership in a diverse field. |
27 |
Rice D. ICT for Inclusion : Reaching More Students More Effectively. IITE Policy Brief, UNESCO Institute for Information Technologies in Education, October 2010.
DOI: http://iite.unesco.org/pics/publications/en/ |
This policy guide provides policy makers with advice on the development of systematic and comprehensive policies that will contribute to the integration of persons with disabilities into the national educational systems through the use of ICTs. Данная аналитическая записка содержит рекомендации по разработке эффективной комплексной политики, направленной на интеграцию лиц с ограниченными возможностями в систему национального образования на основе использования ИКТ. |
28 |
Shackelford E.L., Edmonds M. Beyond Disability: Etiquette Matters. – Xlibris, 2014.
|
There are many ways to open the door of inclusion. Explore these questions to find out how. What are your words saying? How do you respond to a person who has obvious difference than you? What do you do when physical barriers keep someone who uses a wheelchair from accessing a public facility? What do you do when disabilities are not obvious? How do you give assistance to a person with a disability? These are just some questions to raise your awareness of the many facets of disability! |
29 |
Soorenian A. Disabled International Students in British Higher Education, Experiences and Expectations, Sense Publishers, 2013. 232 p.
|
A wealth of evidence demonstrates that disabled domestic students experience disabling barriers in such areas as funding, pedagogy and social life in Higher Education (HE). Research also indicates that non-disabled international students experience a wide range of cultural and linguistic difficulties throughout their university experience whilst studying in England. Nevertheless, there is a dearth of research concerning the specific experiences of disabled international students in English universities. With the increasing internationalisation of HE in the past two decades this is highly significant. Analysing disabled international students’ accounts in British universities appears to be all the more pertinent due to the current austerity measures, which have impacted on the financial situation of Higher Education Institutions. |
|
Topping K. & Maloney S. The RoutledgeFalmer Reader in Inclusive Education. Abington: RoutledgeFalmer, 2005. 278 p.
|
The book aims to extend our understanding of inclusion by discussing issues of race, social disadvantage, gender and other factors. It successfully integrates rigorous theorising and sound empirical research with clear, accessible and practical guidance for the practitioner. |
30 |
Watkins A. ICTs in Education for People with Disabilities. Review of innovative practice. UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2011. 106 p.
URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ |
The Review presents examples of practice of the use of information and communication technologies for people with disabilities in different educational contexts and settings worldwide, including Europe, Asia, Latin America, CIS and Baltic States. The goal of the Review is to highlight key messages and recommendations for policy and practice in this area. |
31 |
Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 / B. Caldwell, M. Cooper, L.G. Reid, G. Vanderheiden [Электронный ресурс]. W3C, 2008. – Режим доступа: https://www.w3.org/TR/WCAG20/ |
Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 covers a wide range of recommendations for making Web content more accessible. Following these guidelines will make content accessible to a wider range of people with disabilities, including blindness and low vision, deafness and hearing loss, learning disabilities, cognitive limitations, limited movement, speech disabilities, photosensitivity and combinations of these. Following these guidelines will also often make your Web content more usable to users in general. |
Нарушение зрения |
||
Книги |
||
32 |
Зарубина И.Н. Коррекционно-педагогическая поддержка студентов с нарушением зрения, обучающихся в высших учебных заведениях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 Москва, 2006. 214 с.
|
Комплекс проблем, с которым сталкиваются инвалиды по зрению в процессе получения высшего образования затрудняет их социальную адаптацию к условиям высшей школы и освоение образовательной программы вуза. Автором разработана и предложена модель коррекционно-педагогической поддержки инвалидов по зрению, позволяющая решить эти проблемы. |
33 |
Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 271 с.
URL: http://pedlib.ru/Books/3/0497/ |
В книге раскрываются особенности психологии и поведения слепых и слабовидящих в условиях социальной и зрительной депривации (Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения, Социально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению, внимание и его роль при дефектах зрения, психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении и пр.). |
34 |
Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: теоретико-экспериментальное исследование. — СПб. : КАРО, 2006. 400 с. |
Анализируются результаты экспериментального изучения коммуникативного потенциала лиц с нарушениями зрения, впервые обосновываются педагогическая система формирования коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями зрения в условиях образовательного процесса и система педагогического сопровождения процесса развития коммуникативной культуры инвалидов по зрению в условиях реабилитационного процесса. |
35 |
Развитие самооценки в условиях зрительной недостаточности : монография / Г. В. Никулина, И. Н. Никулина ; под ред. Е. И. Гилилова ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Комплекс социально-трудовой реабилитации инвалидов "Контакт". - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 211 с. |
В монографии рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению самооценки лиц с нарушениями зрения разных возрастов. |
Статьи |
||
36 |
Зарубина И.Н. Вариативная модель коррекционно-педагогической поддержки студентов с нарушением зрения. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М. : МГППУ, 2015. C. 133-145.
DOI: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/ |
В статье рассматривается вариативная модель коррекционно-педагогической поддержки студентов с нарушением зрения в российских вузах: основой первого варианта модели является вузовский центр коррекционно-педагогической поддержки студентов, второго – библиотеки, третьего - общественные организации (Всероссийское общество слепых, центр социально-психологической и трудовой реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» и др.). Больший эффект достигается в структурах, применяющих комплексный подход как в период довузовской подготовки, так и во время обучения в высшем учебном заведении. |
37 |
Клопота, Е. А. Роль взаимодействия зрячих и успешных незрячих в трансформации представлений о возможностях лиц с глубокими нарушениями зрения / Е. А. Клопота // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 68-75. |
Описаны результаты психологического эксперимента, проведенного в Запорожской области в 2008-2010 гг. Раскрывается влияние непосредственного опыта взаимодействия зрячих студентов и успешных незрячих на представления о возможностях лиц с нарушениями зрения в сознании зрячих людей.
|
38 |
Никулина Г. В., Кантор В.З., Никулина И.Н. Дополнительное образование как социально-педагогический фактор развития реабилитационного потенциала инвалидов по зрению
|
В статье в контексте психолого-педагогического понимания реабилитационного потенциала инвалида прослеживается роль дополнительного образования как фактора его развития в условиях зрительной депривации, экспериментально доказывается положительное влияние дополнительного образования на реабилитационный потенциал инвалидов по зрению на уровне таких его компонентов, как стрессоустойчивость, социальная адаптация, коммуникативные и организаторские склонности, реалистичность самооценочных суждений. |
39 |
Рощина М.А. Проблемы освоения и применения компьютерных технологий в профессиональном образовании инвалидов по зрению. Электронный ресурс.
URL: http://rsr- |
В статье обозначены проблемы, осложняющие полноценное освоение и применение компьютерных тифлотехнологий в профессиональном образовании инвалидов по зрению, а также описан опыт работы по их преодолению, накопленный в тифлоинформационном центре ННГУ. |
40 |
*Яжук Т.А. Внедрение дистанционного обучения при обучении незрячих и слабовидящих людей // Теория и практика ТифлоIT : сб. статей / сост. М.А. Рощина. – Нижний Новгород : ООО «Издательство «Пламя», 2013. – С. 22–30. |
В статье представлен краткий обзор форм дистанционного обучения, а также проанализированы и выявлены достоинства и недостатки, с которыми столкнулись незрячие и слабовидящие студенты в вузах Воронежа. |
41 |
Швецов, В. И. Поддержка образовательного процесса студентов – инвалидов по зрению / В. И. Швецов, М. А. Рощина // Высшее образование в России. – 2009. – № 8. – С. 109-116.
DOI: http://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka- |
В статье изложены основные принципы организации поддержки образовательного процесса студентов инвалидов по зрению, реализуемой тифлоинформационным центром Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Компьютерные технологии, адаптированные для незрячих и слабовидящих, способствуют повышению качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности незрячих специалистов на современном рынке труда. |
Books |
||
42 |
Erin J. N. & Spungin S. When You Have a Student With Visual and Multiple Disabilities in Your Classroom: A Guide for Teachers. N.Y.: AFB Press, 2004. 111 p. |
For every classroom teacher who works with students who have multiple disabilities in addition to visual impairments, this book includes information in concise, nontechnical language on: How visual and other impairments affect learning skills; Practical teaching methods and strategies for helping students with severe multiple disabilities and those who can participate in an academic program; Techniques for working effectively in the classroom with students who have a wide range of special needs. |
43 |
Morris C. The Effectiveness of Inclusive Education for Visually Impaired Students in Further Education. PhD Thesis, Cardiff University, 2014.
|
The thesis draws on ethnographic fieldwork conducted across three further education colleges, with six visually impaired Welsh students aged 16-25. Data were generated through interviews with student participants, staff members and peers, observation, and documentary analysis. Findings suggested that inclusion is only successful if tutors provide valid learning opportunities for visually impaired students. Access to information and other learning opportunities such as demonstrations, practical tasks, and physical activity may be compromised by inappropriate teaching and support methods. |
44 |
Preceley I. & D’Andrea F. M. Assistive Technology for Students who are Blind Or Visually Impaired: A Guide to Assessment. N.Y.: AFB Press, 2008. 529 p.
|
The book contains a wealth of technical information translated into clear, user-friendly terms, including: • An overview of the full range of assistive technology that students can use to manage information in print or electronic formats-whether they use vision, touch or hearing to access information • How to select appropriate tools and strategies • A structured process for conducting a technology assessment • Detailed assessment forms that can be used to determine students' technology needs and solutions to address them.
|
45 |
Spungin S. When You Have a Visually Impaired Student in Your Classroom: A Guide for Teachers. N.Y.: AFB Press, 2002. 92 p.
|
The guide provides information on students' abilities and needs, resources and educational team members, special education requirements, the expanded core curriculum, and technology used by students. |
Articles |
||
46 |
Richardson, J. Academic attainment in visually impaired students in distance education. British Journal of Visual Impairment, 2015, 33(2) pp. 126–137.
|
This investigation studied attainment in visually impaired students taking modules by distance learning with the Open University in 2012. Students with visual impairment alone were less likely to complete their modules and less likely to pass the modules that they had completed than nondisabled students, but they were just as likely to obtain good grades on the modules that they had passed. These findings are in contrast to those of earlier studies, which suggested that visual impairment had little or no impact upon attainment in higher education. The disparity is attributed to a student population which is nowadays much more diverse both in its abilities and in its disabilities. |
Нарушение слуха и речи |
||
Книги |
||
47 |
Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.
URL:http://www.academiamoscow.ru/ftp_share/ |
В учебнике рассматриваются проблемы современной теории и история развития сурдопедагогики как области научного знания. Представлена обобщенная характеристика педагогических систем науки. На основе обобщения опыта раскрываются вопросы обучения и воспитания лиц с нарушенным слухом на различных ступенях жизненного цикла. Особое место отводится проблемам оказания коррекционно-педагогической и реабилитационно-восстановительной помощи таким людям. |
Статьи |
||
48 |
Каришева, С. В. Перспективы высшего образования для инвалидов по слуху. Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 157-159.
DOI: http://cyberleninka.ru/article/n/ |
В статье говорится о доступности, проблемах и перспективах получения высшего образования инвалидами по слуху. |
49 |
*Рощенко О.Е. Особенности обучения математике глухих и слоабослышащих студентов. В кн. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М. : МГППУ, 2015. – 334 с. Раздел 2, стр. 127-133 |
В статье рассматриваются пути повышения эффективности обучения математике лиц с нарушением слуха, анализируются особенности преподавания данного предмета глухим и слабослышащим студентам. |
50 |
Станевский, А. Г. Идея и обоснование предметных коррекционных курсов / А. Г. Станевский, З. Ф. Столярова // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 46-55.
|
Сформулирована и обоснована необходимость разработки предметных коррекционных курсов, предназначенных для устранений возможных отклонений, детализация которых проведена на примере обучения студентов с недостатками слуха. |
51 |
Шамонин, А. В. Компенсаторная направленность педагогических воздействий на занятиях физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности слухового анализатора. Bестник высшей школы. – 2012. – № 8. – С. 109-110.
|
Проанализирован практический опыт использования подвижных игр с элементами футбола на занятиях физической культурой, способствующих повышению двигательно-координационных способностей к сохранению равновесия у студентов, имеющих ограниченные возможности слухового анализатора. |
Books |
||
52 |
Kuder S. Teaching Students with Language and Communication Disabilities. Allyn and Bacon, 2003. 328 p. |
The text contains numerous case studies illustrating the impact of language disorders on students and on classrooms. The book includes descriptions of language disabilities by category of disability, and contains activities for group or individual projects. |
Articles |
||
53 |
Teaching Deaf/Hearing Impaired Students. Disability Resource Centre of the University of Cambridge. Available at: http://www.admin.cam.ac.uk/ |
The Guide gives a number of tips to make lectures and seminars accessible for hearing impaired students. |
54 |
Wright D. Teaching Strategies for the Deaf and Hearing Impaired. High Tech Center-DSPS, 2007.
URL: https://www.sdcity.edu/Portals/0/ |
The article gives Quick Tips that can be implement for all students and that will benefit the student who may be deaf or hearing impaired. |
Ограничение двигательных функций |
||
Книги |
||
55 |
Рекомендации по межличностному взаимодействию со студентами с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательном процессе // В кн.: Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А. Козыревой : учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. – КГПУ, 2015. – 93 с.
|
В разделе приведены рекомендации по межличностному взаимодействию со студентами с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов-инвалидов данной нозологической группы. |
Статьи |
||
56 |
Государев Н.А. Интеллектуальная элита молодых людей с последствиями детского церебрального паралича // Мир психологии : Научно- методический журнал. – 2001. – № 2 (26). – С. 204–209. |
|
57 |
Александрова А.В. Адаптивная физическая культура и спорт как фактор профессионально ориентированной социализации студентов-инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Автореферат на соискание… канд. Социологических наук. М.: Московский государственный гуманитарно-экономический Университет, 2014.
|
Студенты-инвалиды, в особенности со зрительными и двигательными патологиями, как правило, освобождаются от занятий по физической культуре, что наносит вред их здоровью и даже образу жизни в целом. Принципиальная позиция адаптивной физической культуры заключена в том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями здоровья, должен осуществлять двигательную активность. |
58 |
Байрамов, В. Д. Профессиональное обучение и карьерное развитие лиц с нарушениями ОДС: сущность и основные детерминанты. Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 4. – С. 132-140. |
Рассматривается современное состояние комплексного сопровождения профессионального обучения и карьерного роста лиц с нарушениями опорно-двигательной системы. |
59 |
Кабышева М.И., Науменко О.А. Система физкультурной реабилитации студентов с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вестник Оренбургского государственного университета, № 10 (159), 2013. С. 8-11.
|
Выявлена востребованность разработки системы физкультурной реабилитации студентов с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Определены направления системы реабилитации, междисциплинарного характера реализуемые в вузах, имеющих кафедры физической культуры, педагогики, психологии, профилактической медицины. |
60 |
Хайруллина, И. А. Психологические механизмы адаптации студен- тов с детским церебральным параличом на начальном этапе обучения в вузе. Коррекционная педагогика. – 2008. – № 3 (27). – С. 75- 77. |
Перечислены трудности адаптации студентов-инвалидов с ДЦП к условиям обучения в вузе. |
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.