• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гудок, 5 марта 2014 года. Эффект гарантирован

Западные компании готовят консорциумы для проектов ВСМ в России

Вчера в Москве стартовало предварительное road show высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Интерес к проекту проявили инициативные группы из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Как отметил на пленарном заседании первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Высокоскоростные магистрали» Александр Мишарин, это первый крупный инфраструктурный проект, реализуемый на основе государственно-частного партнёрства. Кроме того, первый в современной истории железнодорожного строительства проект с применением механизма концессии.

«Для России проект является пилотным, в то же время по масштабам он, например, равняется четырём проектам High Speed 1 в Великобритании. Суммарный эффект от реализации проекта на ВВП составит более 8 трлн руб., прямой эффект – 354 млрд руб., а мультипликативный эффект инвестиционного спроса возникнет уже на стадии строительства. Прямой бюджетный эффект, рассчитанный на весь срок реализации проекта, составляет 61 млрд руб. С учётом косвенных эффектов доходы бюджета превысят 2,14 трлн руб. Таким образом, только бюджетные доходы будут покрывать затраты на 110%», – отметил топ-менеджер РЖД.

По его словам, железнодорожники принципиально подошли к организационно-правовой схеме с использованием всех имеющихся механизмов. С одной стороны, корпоративная схема позволяет сократить сроки реализации проекта, с другой – максимально защищены интересы потенциальных инвесторов при реализации проекта.

«В качестве примера приведу аналогичный проект ВСМ Тур – Бордо во Франции. По сути дела, проект предусматривает строительство линии протяжённостью 302 км плюс 38 км соединительных линий. Он дорогостоящий и также предусматривает поддержку государства в виде прямых субсидий и госгарантий. Концессионер будет получать доход за предоставление «ниток» графика, за доступ к инфраструктуре, что, в свою очередь, обеспечивает возвратность вложенных средств», – отметил Александр Мишарин.

«Мы ожидаем, что отечественный и иностранный бизнес проведут переговоры, сгруппируются в консорциумы и сделают комплексные предложения, достаточно убедительно демонстрирующие возможности перекрыть все требования проекта, – говорит партнёр компании VEGAS LEX Альберт Еганян. – По итогам двух конкурсов мы получим трёх концессионеров – консорциумы, в обязанности которых будет входить разработка рабочей документации, привлечение внебюджетного финансирования, выбор подрядчика, оптимизация проектных решений, строительство инфраструктуры и её последующая эксплуатация, содержание и ремонт. При этом само проектирование инфраструктуры, вынос коммуникаций из зоны строительства, управление движением поездов и приобретение подвижного состава находятся вне компетенции концессионеров. Доход концессионера будет складываться из платежей от перевозчика в виде оплаты за пользование инфраструктурой, а также из минимального гарантированного дохода (МГД) – бюджетных субсидий на этапе эксплуатации».

Как сообщил заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, уже сейчас есть обращения от ряда регионов, через которые не пройдёт ВСМ Москва – Казань, но находящихся в непосредственной близости, с просьбой изменить графики следования поездов как пригородных, так и дальнего следования с целью выхода на линию ВСМ.

По словам Александра Мишарина, сложившаяся ситуация, как экономическая (ослабление рубля), так и политическая (события на Украине), не сможет повлиять на реализацию проекта ВСМ.

«Из-за текущего ослабления рубля может произойти определённое удорожание импортных изделий, однако с учётом нашей принципиальной позиции по локализации производства оно будет несущественным и на общую стоимость проекта особого влияния не окажет. Также, возможно, потребуются дополнительные государственные гарантии – а могут и не потребоваться. Это будет дополнительно обсуждаться при реализации конкретной финансовой модели по каждому участку, но для того, чтобы понять ситуацию, мы и проводим road show и pre-road show. Сейчас созданы инициативы ряда стран дальнего и ближнего зарубежья. Интерес проявляют компании и фонды из Германии, Франции, Китая, а также Казахстана – в лице ФНБ «Самрук-Казына». Естественно, в участии заинтересованы и российские компании, к примеру «Мостовик», «Мостотрест», «Южтрансстрой» и другие. По результатам переговоров в течение этой двухдневной сессии будут учтены позиции всех потенциальных участников проекта», – подчеркнул первый вице-президент РЖД.

Германская инициатива объединила такие компании, как Siemens, Vossloh, Deutsche Bahn AG под патронатом Российско-германской внешнеторговой палаты. Директор направления комплексных транспортных решений Siemens Рольф Эпштайн отметил, что внешние факторы не повлияют на участие компании в проекте ВСМ.

«Мы стремимся принять участие в организации магистрали Москва – Казань. Сразу оговорюсь, что текущая политическая ситуация в России и соседних странах нас не беспокоит, если только Правительство РФ не собирается вдруг отказаться от этого проекта. Нас в данном случае волнуют только вопросы бизнеса. Наша программа-минимум – организация 200-километрового участка. Вопросы финансирования уже обсуждаются – возможно, это будут привлечения кредитных средств от ведущих европейских и российских банков, возможно – участие уставных капиталов наших компаний, но окончательное решение будет принято позже», – отметил Рольф Эпштайн.

Его точку зрения разделил представитель французской инициативы – вице-президент Alstom Ян Хардер.

«Политическими вопросами должны заниматься политики, а мы будем делать то, что зависит от нас. Лично я бы не ставил такие вопросы во главу угла, для нас определяющим моментом является экономическая обоснованность проекта», – отметил Ян Хардер.