РИА Новости, 21 октября 2013 г. Гендиректор МКЖД: городские электрички заметно разгрузят метро
Москвичи через два года получат альтернативу метро – так называемые городские электрички. К концу 2015 года Малое кольцо Московской железной дороги приспособят для пассажирских перевозок.
Москвичи через два года получат альтернативу метро – так называемые городские электрички. К концу 2015 года Малое кольцо Московской железной дороги приспособят для пассажирских перевозок. Власти рассчитывают, что Малое кольцо значительно разгрузит метрополитен и упростит перемещение по городу. О том, какие поезда будут ездить на МКЖД и когда объявят тендер, какой поток пассажиров ожидается на Малом кольце, и сколько будет стоить проезд, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ОАО "Московская кольцевая железная дорога" Михаил Хромов.
- Михаил Борисович, расскажите, пожалуйста, как родилась идея запуска пассажирских перевозок на Московской кольцевой железной дороге?
- В принципе, идея запуска пассажирского движения на Малом кольце МЖД появилась еще в начале прошлого века. При Николае II к реализации этого проекта даже приступали, но впоследствии было решено перевозить по Кольцу только грузы. Снова к этому вопросу вернулись в середине 2000-х годов, понимая динамику развития Московского транспортного узла. Серьезно озадачились тем, чтобы запустить движение городских электричек на Малом кольце.
Запуск МКЖД позволит осуществить интеграцию всего общественного транспорта Москвы, включая метрополитен и электрички. После многочисленных экспертиз и расчетов появилось понимание того, что Московское железнодорожное кольцо способно серьезно разгрузить метрополитен. По экспертным оценкам, до 20% пассажиров московского метро железнодорожное кольцо могло бы взять на себя. Пассажирам, начинающим свой маршрут из области или окраины Москвы и следующим в другую часть города, будет необязательно проезжать через центр или кольцевую линию метро.
- Сколько остановочных пунктов предполагается создать на МКЖД?
- На сегодняшний день подтверждено, что на кольце будет построен 31 остановочный пункт. Возможно, появится еще один. Мы ожидаем, что в соответствии с решением транспортной комиссии будут внесены изменения в техническое задание на реконструкцию МКЖД. Это связано с организацией строительства новой станции метрополитена "Шелепиха".
При создании проекта МКЖД и планировании остановок учитывалась распределяющая и транзитная функции Кольца. Подразумевается, что с 10 остановочных пунктов будет осуществляться пересадка на пригородные радиальные направления железной дороги и с 15 – на станции метро. По проекту, 10 транспортно-пересадочных узлов непосредственно обеспечат пересадку на метро, а 5 будут находиться в пределах шаговой доступности.
- Как будут выглядеть пересадочные узлы, какая там будет инфраструктура?
- К ТПУ, в принципе, уже определены технические требования. Типовой ТПУ МКЖД представляет собой пассажирский комплекс, состоящий из крытых платформ и теплых терминалов. Терминалы могут быть как надземными, так и подземными, но должны включать в себя все необходимые элементы для обслуживания пассажиров. То есть не только обеспечивать удобные пересадки на метрополитен и радиальные ветки железной дороги, но и создавать комфортные условия для ожидания транспорта.
- Предусмотрены ли голосовые оповещения на станциях и в поездах МКЖД?
- Да, конечно. На Малом кольце будут использованы абсолютно все технологии, которые на сегодняшний день действуют в пассажирском сообщении на железной дороге – это и визуальная информация, и голосовое оповещение, и четко продуманная система навигации для пассажиров, чтобы им было понятно, куда, откуда и как можно попасть. Система навигации предполагает указатели выходов на близлежащие улицы, карты с описанием, каким способом и как быстро можно пересесть на другой вид транспорта, будь то наземный или подземный вид транспорта.
- Будут ли на станциях торговые автоматы или точки общепита?
- Это мелкорозничная торговля, услуги, в частности, сопутствующие товары, такие как пресса, возможно, точки быстрого питания, чтобы пассажиры по пути следования на МКЖД могли удовлетворить свои минимальные потребности.
- На какие средства будет строиться инфраструктура МКЖД?
- Подразумевается, что в зонах тяготения к Малому кольцу будет построено свыше 700 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости разного назначения. Часть пассажиропотока, а мы предполагаем, что это будет около 300 миллионов пассажиров в год, возможно, окажутся потребителями тех квадратных метров, которые будут построены в процессе реализации этого проекта.
Для примера можно взять ТПУ "Сити", который обеспечивает пересадку на станцию метро «Деловой центр» и платформу «Тестовская» Белорусского направления МЖД. Для того чтобы реализовать все мероприятия по строительству транспортно-пересадочного узла и не только его, ГЗК предварительно утвердила для МКЖД постройку 65 тысяч квадратных метров офисных площадей в районе "Сити". МКЖД найдет инвесторов на застройку этих 65 тысяч квадратных метров и на вырученные деньги осуществит строительство технологических площадей, которые будут обслуживать пассажиров. Схема такая. И так по всему кольцу, где Москва выделила для МКЖД землю под строительство коммерческой недвижимости – деловых и торговых центров, гостиниц и пр. Из 31 остановочного пункта такого рода недвижимость запланирована на 16.
- Возвращаясь непосредственно к организации поездок, расскажите, пожалуйста, какова будет стоимость проезд, и предусмотрены ли льготы?
- Стоимость поездки по Малому кольцу равна стоимости поездки на метро, она не будет варьироваться в зависимости от расстояния. Заказчиком перевозки на кольце будет Москва, если будет определен механизм по перевозке льготных категорий пассажиров, значит, льготы будут. МКЖД - массовая транспортная система, которая будет перевозить огромное количество пассажиров. Поэтому, скорее всего, при перевозке на Кольце будет действовать те же тарифы для льготников, что и на остальном общественном транспорте.
- Как планируется осуществлять контроль оплаты проезда?
- Все остановочные пункты на Малом кольце будут оснащены турникетами, плюс по технологии работы пригородных электричек будет предложена услуга по покупке билетов в поездах. На сегодняшний день в поездах нет контролеров, есть разъездные кассиры, которые предлагают купить билеты в пути следования. В таком же формате будут осуществляться работа и на МКЖД.
- Где можно будет приобрести билет на проезд МКЖД?
- Будут установлены билетопечатающие автоматы и кассовые окна. Уже принято решение, что это будет сквозной, единый билет для метро и МКЖД. Более того, уже с сентября реализуется программа по присоединению пригородных билетов к проездным документам, которые действуют в Москве, под названием «Тройка». Однозначно, пассажирская система, которая запустится в конце 2015 года, будет действовать по таким же принципам.
- Когда же москвичи смогут пользоваться МКЖД?
- Кольцо будет запущено в конце 2015 года. Подразумевается, что закупка подвижного состава будет осуществляться перевозчиком, который будет определен в результате конкурса, и поставляться сразу под запуск кольца на полную мощность. Поезда должны быть закуплены и встать на линию в декабре 2015 года.
- В какие сроки планируется определить перевозчика?
- Сейчас я могу сказать только, что это должно быть сделано до конца текущего года.
- Какой пассажиропоток вы прогнозируете в первые месяцы запуска проекта?
- По расчетам Генплана, пассажиропоток составит до 190 миллионов в первый год.
- Есть ли утвержденная модель поезда, которые будут курсировать на МКЖД?
- На сегодняшний день утверждены технические требования к подвижному составу, разработанные в МКЖД. Это будет новый состав, специализированный под МКЖД. Он будет состоять из семи вагонов, отчасти обладать техническими характеристиками электрички, но режим эксплуатации будет приближен к метро, это означает скорый разгон и скорую остановку. Безусловно, поезда будут оснащены всеми удобствами: системами климат-контроля, туалетами и пр. Также будут соблюдены все требования к перевозке маломобильных групп населения, предусмотрены места для провоза велосипедов.
- Предусмотрена ли система шумозащиты районов, расположенных вдоль МКЖД?
- Мы, безусловно, работаем над тем, чтобы система МКЖД была минимально шумной для близлежащих к Кольцу домов, организаций и предприятий. Проектом предусмотрено установление шумозащитных экранов, особенно в зонах с плотной жилой застройкой. Экраны планируется изготовить из высокоэффективных инновационных материалов. Мы надеемся, что никто не будет испытывать каких-либо неудобств.
фото: ОАО "МКЖД"