• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предпринимательство и инновации - новый профильный класс в школе

Кафедра менеджмента инноваций совместно с Дирекцией общего образования НИУ ВШЭ приступила к разработке нового проекта по развитию предпринимательского мышления и «мягких» компетенций (soft skills) у школьников – «Профильный класс «Предпринимательство и инновации»».

«Идея возникла во время занятий на нашем курсе повышения квалификации в области проектного обучения и предпринимательства для научно-педагогических работников НИУ ВШЭ, который проводился в начале декабря 2018 года. Она очень быстро оформилась в концепцию класса «Предпринимательство и инновации» и проект учебного плана. И мы были очень рады, что данная идея была горячо поддержана одной из школ распределенного лицея НИУ ВШЭ, вызвавшейся стать пилотной площадкой для проекта уже в 2019/2020 учебном году» - рассказывает заместитель заведующего Кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Татьяна Строганова. 

 Почему вообще возникла идея создать специализированный класс по предпринимательству и инновациям? Авторы проекта объясняют это тем, что современный рынок и работодатели требуют от выпускников университетов не просто хороших знаний в профессиональной области, но и дополнительных компетенций самого широкого спектра – от умения работать с новыми идеями до быстрого их воплощения в жизнь в виде создания новых продуктов и услуг, и все необходимые для этого навыки коммуникаций, работы с данными, работы в команде, управления проектами и т.д. – предпринимательских компетенций. 

 Не смотря на то, что система общего образования в стране в целом меняется в последние годы быстро, темпы изменения качества подготовки кадров для современной экономики в цепочке школьник-абитуриент-студент довольно сильно теряются на этапе школьник-абитуриент, поскольку в старших классах школы дети, как правило, не имеют возможности приобретать междисциплинарные знания и навыки, а университетские программы все больше и больше предлагают именно такой подход, продиктованный рынком. Как следствие, успешно поступивший в университет вчерашний школьник продолжает свою образовательную траекторию в университете в уже хорошо знакомой ему парадигме - "изучаю дисциплину - сдаю дисциплину" и не способен воспринять всех тех возможностей по развитию soft skills, которые предлагает университет, и которые лежат, как правило, на границах различных областей знаний.

 Считается, что предпринимательству научить нельзя – должен быть определенный склад характера, так называемая «предпринимательская жилка», талант. Но на одном таланте успех не достигается – 80% успеха предпринимателя зависит от его целеустремленности и целого набора компетенций, которым, как правило, никто специально не учит – только свой собственный опыт, пробы и ошибки. Так, более 60% основателей компаний-единорогов (с оборотом более 1 млрд долларов) достигли такого результата не с первой попытки. У многих первый и даже второй опыт бизнеса был провальным. Однако почти 70% предпринимателей, до этого пробовавших себя в бизнесе, ранее основали успешную компанию. Кроме того, очень многое зависит от окружения и наставников. Если среда проактивная – это дает сильный заряд развитию, если рядом наставник, ментор – шансы на успех существенно повышаются.

 Профильный класс «Предпринимательство и инновации» - это объединение всех трех элементов: практики, среды и наставников. При этом общий объем знаний, который будет даваться учащимся, полностью соответствует школьным нормативам и направлен на подготовку высоких результатов. Формат обучения, подача материала и еще ряд особенностей программы будут создавать максимально благоприятные условия для многогранного раскрытия талантов учащихся, развития предпринимательского мышления, предпринимательских компетенций, навыков проектной работы как индивидуальной, так и командной.

 Основная цель проекта «Профильный класс «Предпринимательство и инновации» -  повышение уровня адаптивности к глобальным экономическим процессам, расширение кругозора, обеспечение востребованности на рынке труда, в том числе, в качестве работодателя, формирование фундамента для развития личностных и профессиональных компетенций через развитие предпринимательской культуры и мышления у будущих абитуриентов ведущих российских и зарубежных университетов.

 Задачи проекта:

  • повысить уровень подготовленности выпускников школы к успешному саморазвитию;
  • создать среду для осознанного выбора выпускников школы дальнейшей траектории образования;
  • повысить шансы поступления в бакалавриат НИУ ВШЭ, а также иной ведущий российский вуз по направлениям «Инноватика», «Экономика», «Менеджмент», «Социология», «Государственное и муниципальное управление» и другим. 

 В настоящее время проект «Профильный класс «Предпринимательство и инновации» находится в стадии согласования и после доработки может быть рекомендован всем партнерским школам НИУ ВШЭ.