Как адаптироваться к переменам в условиях всеобщей самоизоляции
Татьяна Строганова, начальник Управления инновационной деятельности, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», НИУ ВШЭ, обсудила в рамках интервью для CRN, как адаптироваться к переменам в условиях всеобщей самоизоляции.
CRN/RE: Ждали ли вы такого, прогнозировали, или начали решать проблемы по мере возникновения?
Татьяна Строганова: В НИУ ВШЭ еще с 7 марта принимались меры по профилактике коронавирусной инфекции: были отменены зарубежные командировки, сотрудники и студенты, вернувшиеся из стран с неблагополучной ситуацией по заболеванию, должны были находиться на карантине, а в зданиях каждый день измеряли температуру работникам и учащимся. Меньше чем через две недели, 18 марта, обучение студентов перевели в формат онлайн, позже — с 28 марта по 5 апреля так и вовсе объявили каникулы.
Но было понятно, что каникулы не могут быть вечными. У студентов университета большая нагрузка, и чем больше процессов мы бы откладывали «на потом», тем с большим количеством проблем пришлось бы разбираться. Поэтому с 6 апреля учеба в НИУ ВШЭ идет точки зрения расписания в привычном режиме. Только теперь занятия проходят в онлайне.
CRN/RE: Когда вы начали реагировать, что предприняли и какой это дало эффект?
Т. С.: Конечно, сначала мы думали о том, как решать технические вопросы. Как следить за посещаемостью, в какой программе проводить занятия. Как и другие подразделения университета, наша кафедра получила поддержку от НИУ ВШЭ: было внедрено использование дополнительного ПО, оплачены расширенные лицензии, сделаны гайдлайны для студентов и преподавателей, как проводить занятия в онлайн-режиме.
Но проблема не только и не столько в ПО, сколько в неком наборе soft skills преподавателей и студентов. Например, теперь от преподавателя требуется организовать обучение не только глубоким по содержанию, но и интересным визуально. В какой-то момент каждый превратился в режиссера своего курса. Раньше внимание аудитории держалось за счет живого контакта в аудитории. Теперь, когда каждый студент находится в своем собственном мире, оказалось, что для онлайн-формата нужно больше внимания уделять работе с удержанием внимания. И пока не все преподаватели это умеют одинаково хорошо. Мы видим, что при таком обучении намного легче «потерять» студента на занятии.
Проблему особенностей онлайн-обучения обсуждали в академическом мире и до введения повсеместного дистанта. Еще в 2017 году НИУ ВШЭ выиграл конкурс на разработку проекта «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов», и уже через год на портале «Современная цифровая образовательная среда в РФ» начал работу автоматизированный сервис психометрической аналитики. По «цифровому следу» слушателей онлайн-курсов можно было отследить эффективность обучения. Поэтому у нашего университета есть большое преимущество в понимании того, какие подходы в онлайн-образовании работают, а какие — нет. Из самого простого: нужно увеличивать количество интерактивных форматов при онлайн-обучении, не проводить длинные лекции, обеспечить доступную обратную связь.
CRN/RE: Что делаете, чтобы сохранить результативность с учетом не только ограничений от коронавируса, но и экономической ситуации?
Т. С.: Бюджет кафедры формируется из нескольких источников. Например, мы проводим платные программы дополнительного обучения для сотрудников корпораций. В апреле у нас планировалось два курса: «Управление коммерциализацией инновационных проектов в научном учреждении» и «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании». Оба курса направлены на то, чтобы сделать разработки коммерчески успешными.
К нам продолжают поступают заявки от тех, кто хочет пройти эти программы. Но пока, по понятным причинам, мы не можем назвать точной даты проведения очной сессии. Сейчас мы ведем разработку онлайн-формата этих занятий для крупной российской компании. Фактически, руководители этой компании приняли решение использовать вынужденный онлайн-режим как возможность.
Самая главная проблема, на мой взгляд, именно в том, что сейчас нельзя остановиться и просто подождать что будет. Нужно предлагать рынку новые решения и смотреть, что сработает. Потому что никто еще не жил в таком мире, где нужно выписывать пропуск, для того, чтобы дойти до врача или отправиться на работу.
CRN/RE: Что будете делать, если карантин будет продолжаться полгода и больше?
Т. С.: Горизонт планирования в НИУ ВШЭ достаточно большой, поэтому уже сейчас наши планы на несколько месяцев вперед очень сильно поменялись. На данный момент отменены летние школы НИУ ВШЭ. Прием на магистерскую программу «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» переведен в онлайн: входное собеседование будет проходить в режиме онлайн. Мы даже открыли онлайн-приемную для студентов, которые планируют к нам поступать.
CRN/RE: Что изменилось в ваших деловых привычках и процессах?
Т. С.: Стал строже регламент. Теперь ежедневно мы определяем задачи на день. Раньше было достаточно еженедельных планерок. Плюс мы работаем над каждым проектом парами, это дает возможность помочь и подстраховать друг друга. Даже если что-то случится, и один член команды выпадет из работы, процесс не остановится.
С утра в общей группе мы проводим «перекличку», даже в субботу и воскресенье. Если случаются форс-мажоры, сотрудники сообщают об этом. У нас собраны контакты всех членов команды и их близких, чтобы можно было связаться в любое время. В рабочее время каждый сотрудник должен оперативно отвечать в чатах и на звонки по мобильному телефону.
CRN/RE: Технологии помогут преодолеть кризис?
Т. С.: Кризис преодолевают люди, а не технологии. Сейчас однозначно будет меньше свободных денег на рынке, в том числе на рынке образовательных услуг. Поэтому в итоге победят те, кто будет впереди: будь то новые технологии, максимальная скорость их освоения, качество услуг. Сейчас точно не получится быть в хвосте, потому что ресурсов на то, чтобы прокормить отстающих у текущей экосистемы нет. Это момент эволюции.
CRN/RE: В чем технологии бесполезны, и не стоит на них в этом искать возможности?
Т. С.: Бесполезно ждать от программ решения проблем из мира soft skills. Вы можете прислать напоминание студенту, что через пять минут у него онлайн-лекция — но он все равно не откроет компьютер и не включит трансляцию. Можете даже отследить его цифровую активность — по статусам в сети и мессенджерах, и напомнить ему, что для освоения программы требуется 60 часов самостоятельной работы, и самое время начать, чтобы подготовиться к экзамену — но это не гарантирует того, что студент начнёт учиться.
Этот режим самоизоляции обнажил ключевую проблему современного мира: у нас уже есть все информационные ресурсы, а теперь даже есть время для новых возможностей и перемен. Поэтому нам нужно начать действовать. Действовать сейчас.
Источник: Александр Рейнгардт, внештатный обозреватель CRN/RE