• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Татьяна Строганова для B2B Journal: «Новые вызовы для высшего и бизнес-образования»

С какими вызовами столкнулось высшее образование и бизнес-образование в связи с внезапно нагрянувшей пандемией и что будет дальше, решила узнать у экспертов, работающих в этой сфере, Ксения Алексеева, управляющий партнер Fresh Russian Communications. Среди спикеров - Татьяна Строганова, начальник Управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании».

Татьяна Строганова для B2B Journal: «Новые вызовы для высшего и бизнес-образования»

Оригинал

Только трое из двадцати готовы получать бизнес-образование в онлайн-режиме, показал мой небольшой опрос в Facebook. Ведь главное здесь нетворкинг, живое общение с преподавателями и однокурсниками, обратная связь, считает подавляющее большинство. Между тем образовательные учреждения во всем мире этой весной вынуждены были адаптироваться к новым реалиям, переводя в онлайн вообще все. Мне тоже довелось в течение трех месяцев читать лекции, проводить семинарские занятие, защиты курсовых работ и даже принимать госэкзамены в двух университетах в онлайн-режиме. С какими вызовами столкнулось высшее образование и бизнес-образование в связи с внезапно нагрянувшей пандемией и что будет дальше, я решила узнать у экспертов, работающих в этой сфере.

Техническая готовность

В целом, система образования сейчас находится в ситуации форс-мажора, рассказывает Ирина Янова, руководитель направления «Дистанционное обучение» учебного центра Softline. Она отмечает, что большая часть образовательных учреждений не были готовы к переходу в дистанционную среду в принципе. И проблема не в отсутствии технической готовности к цифровой трансформации, ведь дистанционные технологии давно занимают 50% от очного обучения. Просто до настоящего момента никто не готовился к полноценному переводу обучения в онлайн-формат. В этом российский опыт пока отличается от общемирового. В ряде стран сейчас идет процесс перевода большей части занятий в онлайн формат с использованием MOOC-платформ, продолжает эксперт. Объем мирового рынка образования составлял $4,5–5,0 трлн по данным 2019 года и в ближайшие годы он обещает увеличиться до $6–7 трлн. [Education International]. Доля онлайна в нем — около 3%, или $165 млрд. По оценкам Global Market Insights, благодаря устойчивой динамике роста, к 2023 г. цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд, прибавляя более чем по 5% в год. А по более оптимистичным прогнозам EdTechXGlobal и IBIS Capital, рынок достигнет величины $252 млрд уже к 2020 г. при среднегодовом приросте в 17%.

«Пандемия навела шороха в сфере бизнес-образования, заставив всех тех, кто не рассматривал никогда для себя онлайн формат, полностью погрузиться в digital, что дало хороший скачок в сфере онлайн-образования. Стоит отметить, что многие из образовательных учреждений открыли доступы к своим платформам, выкладывая периодически курсы в сеть. Со сложностями столкнулись те, кто не рассматривал онлайн формат всерьез», - говорит Андрей Игнатов, директор по маркетингу корпоративной библиотеки Alpina Digital.

Наталия Юрьевна Фоминых, доктор наук, профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова (Москва), оба диссертационных исследования которой были посвящены дистанционному и онлайн образованию, отмечает, что в самом начале введения режима самоизоляции образование всего мира (будь то вуз с мировым именем или провинциальный колледж) было загнано в угол: не работали системы и университетские платформы; сторонние платформы и сервисы не справлялись с обрушившимся на них количеством пользователей; преподаватели не были готовы перевести все задания в онлайн режим; не все студенты имели доступ к обучающим платформам; деканаты не могли проконтролировать расписание, посещение и успеваемость; сюда же добавились проблемы с техникой, многим пришлось срочно покупать новые девайсы. Сегодня же всё уже совсем по-другому, и по результатам опроса среди преподавателей и студентов РЭУ имени Г.В. Плеханова, 76% респондентов абсолютно довольны процедурой и качеством дистанционного образования.

«Очевидно, что в самое ближайшее время мы заметим изменение ландшафта российского рынка образовательных онлайн-площадок и инструментов. Сейчас одни выбирают продукты от Google, другие пользуются Miro, третьи – Zoom или MSTeams. Но нет никого, кто бы был полностью удовлетворен тем или иным сервисом. Это большая проблема как с точки зрения пользователя, так и с точки зрения бизнес-школ. Мы уже столкнулись с тем, что служба безопасности в каждой компании одобряет нам только какой-то ограниченный, как правило очень специфический пакет программ», - отмечает Татьяна Фёдоровна Строганова, начальник Управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании».

Столкновение эмоционального и искусственного интеллектов

Татьяна Фёдоровна Строганова из НИУ ВШЭ, выделяет три вызова, с которыми столкнулись образовательные учреждения. Во-первых, это выстраивание коммуникации. «Нужно было быстро адаптироваться к новым каналам связи, перевести занятия в онлайн. Не у всех это получилось и получается одинаково хорошо. Впрочем, не мы одни столкнулись с этой проблемой. Поэтому в Вышке организовали работу цифровых волонтеров. Они помогают студентам, преподавателям и сотрудникам университета разобраться в процессах перехода на новые форматы дистанционного обучения, которые были введены в связи с карантином. В итоге сейчас все процессы сохраняются в полном объеме – обучение студентов, работа с абитуриентами, онлайн-поступление в магистратуру, корпоративные программы по инновациям и предпринимательству, а также мероприятия по развитию предпринимательской культуры в университете, за которые отвечает наша Кафедра», - рассказывает Татьяна Фёдоровна Строганова.

Во-вторых, это изменение роли преподавателя. После перехода в онлайн каждый стал режиссером своего курса, объясняет эксперт. Сейчас каждому преподавателю необходимо наполнять свой курс как содержательно, так и визуально.

Директор МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук Владимир Александрович Нелюб отмечает, что основная ценность любого курса – это преподаватель. «Именно он является носителем знаний, самого продукта. Таким образом, успехи компаний в значительной степени связаны с тем, сможет ли преподавательский состав эффективно доносить знания удаленно. Главное, что необходимо предпринять в сложившейся ситуации – это научиться быстро адаптироваться к изменениям, пересмотреть продуктовую линейку, расширить ее, сделать более подходящей для онлайн-формата, сформировать интерактивную подачу более сжатого материала, уйти от классического к более нестандартному, повысить качества продукта».

В-третьих, это переосмысление роли человеческой коммуникации. «Лекции в онлайне не стали менее содержательными, но теперь намного сложнее работать с аудиторией. Легко потерять внимание студентов, упустить что-то важное, что раньше можно было увидеть по реакциям слушателей в аудитории. Лекции уже давно можно было слушать и дома, и в дороге, но только в университете всегда есть возможность получить от преподавателя полноценную обратную связь», - говорит Татьяна Фёдоровна Строганова.

Что касается университетов, занимающих первые строчки в рейтингах, продолжает Наталия Юрьевна Фоминых из РЭУ имени Г.В. Плеханова, то в них учатся и работают такие же люди, и человеческий фактор (нехватка общения, живого обсуждения, ощущения энергетики аудитории во время лекции; синдром информационной усталости; упрямое столкновение эмоционального и искусственного интеллектов) с ними сыграл свою злую шутку, ведь образование – это не простая передача знаний в том или ином виде, пусть даже очень эффективно организованная на просторах Интернета. Университет не может существовать только в онлайне, университет – это академический дух, ведь настоящие прорывные открытия делаются именно на конференциях, симпозиумах, во время жарких споров после лекций, встреч, высказывания своего мнения одногруппникам в коридорах. По статистике известной платформы Массовых открытых онлайн курсов (МООК) Coursera, только 25% студентов, записавшихся на курс, заканчивают обучение и получают сертификат.

«Бизнес-образование – это, прежде всего, социализация, эффективная коммуникация, направленность на решение кейсов и практических проблем, встречи, переговоры, построение сети контактов, и т.д. и т.п. Конечно, можно возразить, что сегодня и сам бизнес ушел в онлайн, при этом всё и все вокруг говорят о том, что мир больше не будет прежним, но лично я не верю, что «удаленка» и дистанционное образование станут перманентным изменением в нашей жизни. И это подтверждается результатами исследования центра НАФИ «Влияние пандемии на российский бизнес»: 82% работодателей считают, что удаленный режим значительно снизил качество работы их компаний. Так что, думаю, следует ожидать возвращения к прежнему сценарию. Хотя я не исключаю частичного, более серьезного, чем прежде, перехода учебных заведений в онлайн режим», - говорит Наталья Юрьевна Фоминых.

Дистанционное бизнес-образование, по мнению Натальи Юрьевны Фоминых, это хорошее разнообразие и подспорье очному формату, планомерное, основанное на принципе целесообразности распределение нагрузки между очным и онлайн режимами. Наиболее перспективными в бизнес-образовании такого типа она считает Массовые открытые онлайн курсы, марафоны, видео-лекции рейтинговых вузов и онлайн встречи с успешными представителями «большой игры».

Образование уже никогда не будет прежним

Если ситуация в мире не изменится, образование будет полностью дистанционным, утверждает педагог иностранных языков РУДН Алина Старостенко. В этом она видит как плюсы, так и минусы. «Плюсы заключаются в том, что многие учебные заведения, специализирующиеся на бизнес-образовании (в том числе зарубежные университеты), предоставляют очень выгодные предложения и, действительно, интересные и стоящие программы по сниженной цене. Кроме этого, при дистанционном обучении студенты самостоятельно распоряжаются своим временем. Перед ними ставятся четкие сроки выполнения определенных работ, а далее – обучающийся сам может распланировать свой график. Стоит отметить, нет никакой потери в знаниях и получении нужной информации. Более того, появилась возможность активного использования интерактивных платформ с разнообразными заданиями, которые еще больше повышают интерес у студентов. Если говорить о минусах, реальное общение – никто не отменял. Этого существенно не хватает. Если речь идет об отработке практических навыков, с этим тоже возникают сложности. В большинстве своем осуществить это невозможно. Это тот процесс, который требует непосредственного присутствия на рабочем месте или же прямого общения педагога и студента», - говорит эксперт.

Онлайн обучение для бизнес-образования это в первую очередь это расширение возможностей. Стираются рамки географии и другие ограничения, связанные с проведением обучения. В удобном темпе и формате слушатель получает необходимую информацию от профессионалов, заполучить которых для очного обучения было бы очень и очень непросто. Главное помнить, что проведение онлайн-обучения требует серьезной подготовки и проработке материала таким образом, чтобы для слушателя переход из оффлайна в онлайн прошел безболезненно, рассказывает Александр Маширин, продюсер образовательного контента корпоративной библиотеки Alpina Digital.

Необходим существенный пересмотр содержания программ исходя из прогноза потребностей целевой аудитории – с акцентом на digital, социальные сети, удаленную работу, логистику и др. особенности пост-коронакризисной экономики, считает Павел Анатольевич Дроговоз, заведующий кафедрой «Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность» МГТУ им. Н.Э. Баумана, профессор, доктор экономических наук. «Онлайн-обучение будет плохим при попытке воспроизвести традиционный оффлайн-формат в цифровой среде и хорошим – при  использовании новых возможностей этой среды, использовании технологических и организационных инноваций; онлайн-обучение уже является для бизнес-образования закономерным шагом в развитии, поздно рассуждать о его преимуществах и недостатках, поскольку эпоха онлайн-обучения уже наступила, сейчас важно искать новые возможности и занимать конкурентную позицию в новой ситуации», - говорит эксперт.

Владимир Александрович Нелюб из МГТУ им. Н.Э. Баумана отмечает, что в марте был всплеск запросов на дополнительное образование, в апреле спрос заметно снизился, а в мае еще больше сократился. По его мнению, это связано с тем, что вначале люди относились к вынужденной самоизоляции как к возможности отдыха и саморазвития. После увеличения сроков самоизоляции у многих возникла неуверенность в завтрашнем дне и финансовые проблемы. В такой ситуации образовательным учреждениям пришлось адаптироваться к новым условиям, в сжатые сроки готовить новые и качественные краткосрочные дистанционные курсы с ярко выраженной ценностью для слушателей. Отдельно эксперт отмечает тенденцию на антикризисные решения: предприниматели могли обратиться к уже готовым курсам и постараться их адаптировать под сложившуюся ситуацию или подготовить конкретный курс под определенную целевую аудиторию. Также он отмечает изменения в привлечении студентов на образовательные курсы: если раньше они могли выбирать курсы месяцами, то на данный момент им достаточно недели. Так как ситуация в стране и мире меняется еженедельно, это откладывает свой отпечаток на сознании людей.

В этой сложной экономической ситуации образование не оказалось чем-то лишним для бизнеса, но напротив – стало предметом повышенного внимания, отмечает Татьяна Фёдоровна Строганова из НИУ ВШЭ. Пока сотрудники сидят дома, сложнее управлять коллективом, поддерживать корпоративную культуру, мотивацию к работе и тем более к развитию. И именно дополнительное профессиональное образование стало палочкой-выручалочкой для многих. «Лично мы отметили возросший интерес к корпоративным программам, причем не классического лекционного формата (предзаписанные видео уроки и домашние задания по итогам здесь не работают), а с сохранением интенсивной командной работы над реальными проектами в онлайне. Нам удалось подобрать и инструментарий, и подходы к эффективному обучению в таком формате как для малых групп, так и для целых потоков слушателей. Это дает очень хорошие результаты для бизнеса и, мы уверены, дальше этот сегмент будет только расти», - отмечает эксперт.

Также Строганова выделяет еще один позитивный момент: стать digital пришлось даже очень консервативным сотрудникам. «Для нас это означает, что на онлайн-обучение приходят теперь и те, кто раньше не воспринимал серьезно возможность учиться удаленно. И еще один важный момент – онлайн-обучение значительно демократизирует и упрощает процессы коммуникации. На наш взгляд, это шанс для компаний ускорять движение по социальному лифту для наиболее талантливых сотрудников. Мы уже перевели программы дополнительного образования для корпоративных клиентов в онлайн, создали систему онлайн-консультаций для абитуриентов магистратуры «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании». Если раньше проведение отборочных собеседований по интернету было исключением из правил, но теперь это становится практикой».

Помимо того, что нужно быстро научиться пользоваться большим количеством онлайн-инструментов и платформ, необходимо пересмотреть подходы к образованию в целом, продолжает Татьяна Федоровна Строганова«Важно изменить уже сложившиеся паттерны отношений в образовательной среде как внутри педагогического сообщества, так и между всеми участниками образовательного процесса. Нужно пересмотреть роль и значение образования для общества и особенно для наших детей, которые будут определять судьбу нашего мира вот уже через пару десятков лет. Бизнесы, построенные на образовательных продуктах и услугах, которые проделают упражнение по переоценке себя, которые хотя бы задумаются в эту сторону, я думаю, будут в состоянии не просто выжить, но и совершить качественный скачок в развитии. И у кого хватит дальновидности в сложной экономической ситуации и условиях значительно возросшей нагрузки на персонал найти возможности и ресурсы и проинвестировать в такую внутреннюю работу, станут безусловными лидерами нового мира, в котором мы обязательно окажемся, как только справимся с этой пандемией».

Потенциал проникновения онлайн образования очень велик. А сейчас переход к дистанционному формату и вовсе неизбежен, подводит итог Ирина Янова из Softline: « Мы уверены, что современные технологии дистанционного обучения (открытые университеты, онлайн-образование и т.д.) необходимо развивать, но не в ущерб традиционному образованию. Кроме того, существуют специальности, готовить кадры для которых полностью удаленно невозможно. Онлайн-образование, на мой взгляд, становится все более персонализированным, ориентированным на запросы конкретных учащихся. Вопросы развития электронного обучения являются предметом глобальной конкуренции. В перспективе представляется создание и развитие собственного российского ПО и технологических платформ для массового открытого онлайн-образования. Цифровые технологии ставят общество и бизнес перед новыми вызовами, не принимая которые Россия не сможет оставаться конкурентоспособной на мировом кадровом рынке».

Big data и персонифицированное образование

По мере проникновения технологий больших данных в отрасль образования формируются новые тренды, которыми будут руководствоваться не только частные бизнес школы, но и государственные. Главным трендом является адаптация образовательных программ под особенности конкретного человека с учетом его знаний и целей в обучении, рассказывает старший преподаватель Департамента финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве РФ Илья Владимирович Бутурлин.  Подобные механизмы позволяют и существенно повысить вовлеченность учащихся в процесс (а значит, и улучшить коммерческие показатели продукта), и добиться более прочного усвоения материала. Анализ и прикладное применение big data — метатренд системы образования. При этом в переходе на 100% онлайн-обучение он отмечает ряд сложностей.

  • обеспечение контроля знаний возможно с использованием ограниченного числа инструментов, есть трудности в оценке самостоятельности выполнения студентом контрольных заданий и бизнес-кейсов;   

  • зависимость качества обучения не только от педагогического и профессионального потенциала автора онлайн-курса, но и от грамотности подачи информации, очередности информационных блоков, расставления тех или иных смысловых акцентов, и т.д.;

  • самостоятельное освоение образовательной программы и решения бизнес-кейсов, в том числе – в режиме онлайн, по силам лишь людям с высокой мотивацией, навыками самоорганизации и грамотного управления временем;

  • зависимость качества подачи и обработки информации от скорости электронной связи, мощности, используемой организаторами обучения и обучающимися компьютерной техники, адаптивность электронных платформ под задачи бизнес-образования;

  • организационные вопросы, в традиционном формате обсуждаемые с группой и реализуемые через институт старост, каждому студенту приходится решать самостоятельно, и т.д.

Самым главным недостатком онлайн-образования Илья Владимирович Бутурлин из Финансового Университета считает отсутствие социальных коммуникаций, нетворкинга и умения работать и взаимодействовать в коллективах. Для бизнес-школ это ключевые направления, ради которых студенты поступают на программы. Например, бизнес-школа «Сколково» проводит мероприятия для своих студентов, в том числе поездки за рубеж для изучения опыта в бизнес-структурах.

Поэтому только интеграция системы онлайн-образования, технологии больших данных, персонофицированность образовательных траекторий, продолжает эксперт, позволит сформировать комфортную образовательную бицентричную среду, в центре которой будут студенты, желающие получить образование, и преподаватели, ведущие научную деятельность и формирующие глубокий образовательный уровень нашего общества.