• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Инновации – это превращение знаний в деньги»

В рубрике «Инновационный спецназ», Алексей Лихачев, выпускник магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ и руководитель направления Департамента управления бизнесом АО «РТ Лабс».

«Инновации – это превращение знаний в деньги»

Из экологов в инноваторы

На момент поступления я был генеральным директором собственной небольшой компании. В какой-то степени это был инновационный бизнес, стартап. Реализовал пару успешных проектов, но конкуренты демпинговали, и перспективы развития бизнеса были туманны. Параллельно работал на экологических проектах в Арктике и на Дальнем Востоке. Бывало, что по 2-3 месяца проводил в море. Работал зоологом, орнитологом, занимался супервайзингом морских работ, даже побыл капитаном небольшого судна на воздушной подушке. Ранее я заканчивал геофак МГУ. В работе по первой специальности была экспедиционная романтика, но не было внятных перспектив развития. 

В тот момент я искал ответы на вопросы, связанные с управлением своим бизнесом. На повестке дня была смена бизнес-модели, но не знал, с чего начать. Было понимание, что не хватает опыта и знаний в управлении бизнесом. Хотелось фундаментально разобраться в этом вопросе чтобы не совершить очевидных ошибок. Поэтому предпочел полноценную магистратуру программам MBA. Что такое инновации на тот момент понимал довольно смутно. Была волна хайпа, связанная с инновациями (как сейчас про цифровизацию). Но я не то, чтобы стремился оседлать эту волну, просто было понимание, что традиционный бизнес уходит в прошлое, конкуренция растет, и без инноваций развития не будет. Про Вышку тоже знал совсем немного (так получилось, что в моем круге общения преобладали выпускники МГУ), понимал только что это один из лучших вузов, предлагающих практико-ориентированное образование. Решение поступить было в какой-то мере интуитивным и спонтанным. Я собирался в очередную арктическую экспедицию, но рейс в последний момент отменили. Подумал, что появилось время для саморазвития, и оказался на пороге ВШЭ. В конечном итоге на дальнейшей карьере обучение отразилось несколько неожиданно. Сперва мне предложили исследовательскую работу в ВШЭ, где я получил опыт работы над проектами в сфере менеджмента инноваций, а через пару лет крупная ИТ-компания сделала мне интересное предложение о работе. 


Учеба в Вышке

Открытость ВШЭ удивила. Возможность в неформальной обстановке пообщаться с преподавателями. В рамках научно-исследовательского семинара были встречи с топ-менеджерами инновационных компаний, практиками бизнеса. Было несколько экскурсий в инновационные компании, технопарки. Это было для меня новым интересным опытом. Впечатлило разнообразие бэкграунда однокурсников: были люди с инженерным, естественно-научным и гуманитарным образованием. Кандидаты наук и вчерашние выпускники бакалавриата, люди с большим опытом работы в бизнесе и государственных организациях, начинающие предприниматели. Весь процесс учебы выстроен по-другому чем в МГУ, где я получал фундаментальное образование на факультете естественно-научного профиля. 4 сессии в год вместо двух, проектная работа, в ходе которой порой приходилось примерять на себя роль лидера проектной команды. Сложновато было совмещать обучение и две работы, одна из которых – фултайм. Мозг порой «закипал».

Было много забавных историй, связанных с неформальным общением с однокурсниками. Сдачу каждой сессии мы отмечали, пару раз выбирались на природу. Подробности рассказать в рамках интервью не готов, но было весело.

Точно были полезны введение в инноватику, стратегические менеджмент, управление проектами, национальные инновационные системы. Эти знания расширили профессиональный кругозор, позволили говорить на одном языке с коллегами из сферы менеджмента инноваций. Знания общеуниверситетского факультатива «Актуальные проблемы конкурентной (деловой) разведки» регулярно применяю в ходе текущей профессиональной деятельности.

Мир существенно изменился за последние пару лет. Сейчас, с наступлением пандемии мне сложно представить как бы всё сложилось, начни я всё заново. Но на тот момент, как мне кажется, я всё сделал правильно. Ни капли не разочарован в своём выборе.


Взгляды на сферу инноваций 

Более трезво стал смотреть на создание собственного бизнеса. Понял, что гибель абсолютного большинства стартапов неизбежна. В то же время узнал о потребности в инновациях в корпоративном секторе. Ранее я не имел представления о том, как бизнес создает и внедряет инновации. Что такое инновации я понял ближе к середине первого года обучения. Тогда мне врезалась в голову фраза, что «инновации – это превращение знаний в деньги». Несмотря на неполноту этого определения, для меня оно всё поставило на свои места. Ранее стереотипно видел в инновациях преимущественно технологические инновации. 

Разумеется, постепенно сложилось представление и о венчурном инвестировании и об институтах развития, о национальной инновационной системе в целом. Всё это для меня было новой сферой жизни, до обучения в ВШЭ я почти не имел представления об этом.


Преимущества университетского образования

Живое общение ничем не заменить. Опять же, с наступлением пандемии многое перешло в онлайн. И такой уровень нетворкинга, какой был в период моего обучения, кажется, ещё не скоро снова будет достижим. В то же время очень сложно заставить себя учиться самостоятельно. Мало кто проходит до конца онлайн-курсы, так уж устроены люди. Университет по-прежнему берет на себя направляющую и контролирующую функцию.


Нетворкинг

Поддерживаю отношения с однокурсниками и некоторыми коллегами. Не могу сказать, что все друг друга знают: ранее я работал в более узкой сфере, где действительно все знают друг друга практически буквально. Но действительно, те, кто давно работает в этой сфере, очень часто знают друг друга. В целом, выйти при необходимости на почти любого человека из сферы инноваций действительно кажется возможным. Работает правило шести рукопожатий, но обычно достаточно одного-двух.


Пожелания будущим инноваторам

Оптимизма. Заниматься тем, что нравится. И найти применение своим знаниям в России. Поработать в другой стране – хороший опыт, но уезжать насовсем считаю неоправданным.