"Раньше мне казалось, что менеджеры по инновациям — это отдельная каста"
Дарья Яковлева, выпускница магистерской программы “Управление инновациями, исследованиями и разработками в компании” Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, занимается консалтингом по работе с трендами в бизнесе и параллельно развивает сообщество Innovators Hub. До этого она работала в Сбербанке руководителем направления, где вместе с командой запустила подписку СберПрайм, а также продакт менеджером в Skyeng и венчурном билдере. О работе, сообществе и об обучении Даша рассказала в рубрике “Инновационный спецназ”.
Инновации повсюду
Я начала заниматься инновациями еще до поступления в магистратуру, но тогда это носило менее системный характер и зависело больше от формата задач. Мой первый опыт работы с инновациями был в Skyeng, где для оптимизации метрик мне необходимо было постоянно искать наравне с “понятными” решениями нестандартные. На тот момент я уже активно занималась наблюдением за трендами, использование которых мне помогало как раз в поиске новых решений. Так мне удалось автоматизировать часть воронки массового найма учителей английского, внедрив систему видеоинтервью, что позволило в дальнейшем улучшить конверсию в воронке. Во время работы в венчурном билдере проводила исследования рынка инновационных направлений, таких как дроны, роботы, нейротехнологии и оценку стартапов из этих направлений, а также вместе с технической командой занималась разработкой прототипа умной одежды.
Обучение
Выбор программы был осознанным. На тот момент у меня уже было бизнес-образование в области менеджмента (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова), как и большой интерес к инновациям, захотелось систематизировать свои знания, провести глубинное исследование по интересующей теме, наработать нетворк в данной области.
Во время обучения в магистратуре по-хорошему удивило много вещей. Во-первых, наша группа и диверсификация опыта студентов. Было довольно интересно познакомиться с ребятами из разных сфер: от космоса до IT, и в этом плане здорово, что наша кафедра подбирает таких разных студентов.
Во-вторых, поддержка со стороны преподавательского коллектива. В-третьих, удивительная теплая атмосфера, созданная и сокурсниками, и сотрудниками кафедры, в которой было комфортно раскрыться, довериться, начать дружить. Вспоминается, например, как на второй год, когда мы учились по зуму во время карантина, познакомились со всеми домашними животными друг друга :). Сложно выделить что-то отдельно, но самые запомнившиеся предметы и их яркая подача: “Маркетинг” Маргариты Зобниной, “Построение и развитие инновационной организации” Дмитрия Огнева, “Бизнес-коммуникации” Ганны Шогиной, а также НИС (научно-исследовательский семинар) с Евгением Савеленком.
На мой взгляд, преимущество университетского образования перед онлайном — это его “глубина”. Думаю, что наша программа постаралась показать систему инноваций довольно объемно, затронув при этом основополагающие элементы, такие как маркетинг, финансовое управление. Онлайн-образование и курсы работают более точечно по подаче знаний. Также большое преимущество конкретно Вышки перед любым другим образованием — это качество окружения, в которое ты попадаешь после конкурса.
Инновации. Теория и практика
Раньше мне казалось, что менеджеры по инновациям — это отдельная каста. С одной стороны, так и есть, особенно, если брать крупные корпорации c выделенными на это департаментами. А с другой стороны, на самом деле инновациями занимаются локально довольно много менеджеров и руководителей на местах в разных компаниях, просто не называя это инновациями и работая часто не в рамках определенной системы, а исходя из необходимости кратного роста бизнеса. Это можно сравнить с тем, как раньше в поисках бизнес-идеи общались просто со знакомыми, а когда появились фреймворки в виде customer development, начали это делать уже в рамках системы, по правилам.
На мой взгляд, идентичность инноватора, как отдельного специалиста, так и группы еще не сформировалась. Подтверждением этому служат единичные вакансии по данному направлению на HH, и большая диверсификация специалистов внутри сообщества, тех, кто локально занимается инновациями в рамках своих текущих бизнес-ролей: продактов, исследователей, руководителей, предпринимателей, венчурных инвесторов.
Для решения этих проблем, в частности, для нетворка в сфере инноваций, в прошлом году мы с Дашей Масленниковой решили создать сообщество Innovators Hub. Изначально оно было для выпускников и студентов нашей кафедры, но сейчас мы решили его масштабировать на всю Россию.
Пожелания будущим студентам-инноваторам
Желаю верить в свои силы при поступлении, не сдаваться, стараться больше знакомиться и общаться с выпускниками, чтобы лучше понять сферу и курс. C последним готовы помочь в нашем канале: https://t.me/innovatorshub
Зобнина Маргарита Ренатовна
Доцент Кафедры менеджмента инноваций
Огнёв Дмитрий Владимирович
Старший преподаватель Кафедры менеджмента инноваций
Савелёнок Евгений Алексеевич
Заместитель заведующего кафедрой Кафедры менеджмента инноваций
Шогина Ганна Игоревна
Кафедра менеджмента инноваций: Старший преподаватель