• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Раньше мне казалось, что менеджеры по инновациям — это отдельная каста"

Дарья Яковлева, выпускница магистерской программы “Управление инновациями, исследованиями и разработками в компании” Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, занимается консалтингом по работе с трендами в бизнесе и параллельно развивает сообщество Innovators Hub. До этого она работала в Сбербанке руководителем направления, где вместе с командой запустила подписку СберПрайм, а также продакт менеджером в Skyeng и венчурном билдере. О работе, сообществе и об обучении Даша рассказала в рубрике “Инновационный спецназ”.

"Раньше мне казалось, что менеджеры по инновациям — это отдельная каста"

Инновации повсюду

Я начала заниматься инновациями еще до поступления в магистратуру, но тогда это носило менее системный характер  и зависело больше от формата задач. Мой первый опыт работы с инновациями был в Skyeng, где для оптимизации метрик мне необходимо было постоянно искать наравне с “понятными” решениями нестандартные. На тот момент я уже активно занималась наблюдением за трендами, использование которых мне помогало как раз в поиске новых решений. Так мне удалось автоматизировать часть воронки массового найма учителей английского, внедрив систему видеоинтервью, что позволило в дальнейшем улучшить конверсию в воронке. Во время работы в венчурном билдере проводила исследования рынка инновационных направлений, таких как дроны, роботы, нейротехнологии и оценку стартапов из этих направлений, а также вместе с технической командой занималась разработкой прототипа умной одежды.


Обучение

Выбор программы был осознанным. На тот момент у меня уже было бизнес-образование в области менеджмента (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова), как и большой интерес к инновациям, захотелось систематизировать свои знания, провести глубинное исследование по интересующей теме, наработать нетворк в данной области. 

Во время обучения в магистратуре по-хорошему удивило много вещей. Во-первых, наша группа и диверсификация опыта студентов. Было довольно интересно познакомиться с ребятами из разных сфер: от космоса до IT, и в этом плане здорово, что наша кафедра подбирает таких разных студентов.

Во-вторых, поддержка со стороны преподавательского коллектива. В-третьих, удивительная теплая атмосфера, созданная и сокурсниками, и сотрудниками кафедры, в которой было комфортно раскрыться, довериться, начать дружить. Вспоминается, например, как на второй год, когда мы учились по зуму во время карантина, познакомились со всеми домашними животными друг друга :). Сложно выделить что-то отдельно, но самые запомнившиеся предметы и их яркая подача: “Маркетинг” Маргариты Зобниной,   “Построение и развитие инновационной организации” Дмитрия Огнева, “Бизнес-коммуникации” Ганны Шогиной, а также НИС (научно-исследовательский семинар) с Евгением Савеленком. 

На мой взгляд, преимущество университетского образования перед онлайном — это его “глубина”. Думаю, что наша программа постаралась показать систему инноваций довольно объемно, затронув при этом основополагающие элементы, такие как маркетинг, финансовое управление. Онлайн-образование и курсы работают более точечно по подаче знаний. Также большое преимущество конкретно Вышки перед любым другим образованием — это качество окружения, в которое ты попадаешь после конкурса.  


Инновации. Теория и практика

Раньше мне казалось, что менеджеры по инновациям — это отдельная каста. С одной стороны, так и есть, особенно, если брать крупные корпорации c выделенными на это департаментами. А с другой стороны, на самом деле инновациями занимаются локально довольно много менеджеров и руководителей на местах в разных компаниях, просто не называя это инновациями и работая часто не в рамках определенной системы, а исходя из необходимости кратного роста бизнеса. Это можно сравнить с тем, как раньше в поисках бизнес-идеи общались просто со знакомыми, а когда появились фреймворки в виде customer development, начали это делать уже в рамках системы, по правилам. 

На мой взгляд, идентичность инноватора, как отдельного специалиста, так и группы еще не сформировалась. Подтверждением этому служат единичные вакансии по данному направлению на HH, и большая диверсификация специалистов  внутри сообщества, тех, кто локально занимается инновациями в рамках своих текущих бизнес-ролей: продактов, исследователей, руководителей, предпринимателей, венчурных инвесторов.

Для решения этих проблем, в частности, для нетворка в сфере инноваций, в прошлом году мы с Дашей Масленниковой решили создать сообщество Innovators Hub. Изначально оно было для выпускников и студентов нашей кафедры, но сейчас мы решили его масштабировать на всю Россию. 

Пожелания будущим студентам-инноваторам

Желаю верить в свои силы при поступлении, не сдаваться, стараться больше знакомиться и общаться с выпускниками, чтобы лучше понять сферу и курс. C последним готовы помочь в нашем канале: https://t.me/innovatorshub