Как попасть в акселератор и дойти до финала
Марианна Симонян — выпускница магистратуры Вышки. Как приглашенный преподаватель Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ ведет семинары на майноре «Стартап с нуля», работает HR-аналитиком в МТС, является ментором и амбассадором в нескольких программах поддержки женщин в технологичных сферах. Большой опыт работы в стартапах: Setka, Ansnei, Yva. Как основатель и главный редактор медиа FAVOT участвовала в акселераторе Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ и в конкурсе HSE Startup Cup дошла до финала. Попросили Марианну рассказать об этом опыте и поделиться лайфхаками, которые могут пригодиться другим участникам.
Мой стартап был студенческим проектом, когда я ещё училась на бакалавриате в МГУ. Потом я занялась своей карьерой и вела его как хобби. К моему удивлению, во время пандемии стали приходить заявки на участие в медиа: как от студентов, желающих получить практику, так и от брендов, желающих разместить рекламу. Кстати, студенты Вышки часто приходят ко мне в медиа, чтобы получить практические навыки. В этот момент стало понятно, что нужно перезапускать проект. Так как акселератор ВШЭ является не только одним из лучших в России, но и очень родным, я приняла решение подать заявку. В первый раз стала участницей летом, тогда при поддержке трекеров мне удалось запустить дополнительный продукт и пересмотреть бизнес-модель проекта с помощью тестирования нескольких гипотез. Во второй раз вошла в акселератор осенью, и мне удалось дойти до финала. Буквально в прошлую субботу мы питчили проекты перед инвесторами — это очень ценный опыт. Поддержка менторов, трекеров и экспертов позволила значительно ускорить процесс роста стартапа за короткие сроки. В целом экосистема акселератора ВШЭ очень грамотно устроена: есть школа, всевозможные виды консультаций, а также нетворкинг с другими стартаперами. В таких условиях растет не только стартап, но и ты сам.
Месяцы работы и финальный питч помогли понять, у каких проектов больше шансов попасть в акселератор и дойти до финала. Вот мои основные лайфхаки:
-
Команда проекта — это центр всего. Со стороны, глядя на команду и ее компетенции, не должно оставаться сомнений, что хватит навыков и все получится. Не столь значимо количество участников или звездный опыт каждого по отдельности, сколько отличный симбиоз и дополнение друг друга.
-
Очень важно продемонстрировать, что ваша бизнес модель работает. Будь то 10 уже проданных кейсов или 10 согласий купить во время проведения интервью, но вы должны конкретно суметь показать, что «вот продукт», «вот так он работает» и «вот люди, действительно готовые его купить».
-
Здорово, если есть подтверждённая ценность продукта, помимо продаж: участие и победы в других конкурсах, восторженные отзывы клиентов. Все будет уместным, что продемонстрирует, что продукт нашел свое место на рынке.
-
Важно пробовать не один раз. Я сама не сразу попала в акселератор. В первый раз подавала заявку зимой, но получила отказ. И уже летом это сделала «просто так», так как была скептически настроена. Но на мое удивление прошла, а до финала удалось дойти только в 3 раунде. Поэтому стоит пытаться и не сдаваться!
-
Питчи финальных проектов всегда доступны в открытом доступе на Youtube акселератора. Там же можно найти множество обучающих видео. Нужно изучать этот контент и выделять для себя зоны роста. Ну и, конечно, реализовывать все. Это поможет сформировать почву для поступления в акселератор.
-
Навыки проведения cust dev, тестирования гипотез, расчета рынка — это прямой ключ к развитию стартапа и попаданию в любой акселератор. Всему этому, кстати, мы и обучаем на майноре «Стартап с нуля».
Симонян Марианна Рафиковна
Кафедра менеджмента инноваций: Приглашенный преподаватель