«Проекты, созданные ребятами, помогают и им самим: учат эмпатии и сопереживанию»
Мы уже писали о том, что в конкурсе HSE Startup Cup 3-е место заняла команда проекта MOBI – создание одежды со встроенными датчиками для слабовидящих и незрячих людей. Подробнее об идее, участниках, процессе рассказывает один из авторов, учитель информатики московской школы 1770, Сергей Епифанцев
Ученики столичной школы №1770 в рамках городского проекта «Медицинский класс в московской школе» вместе с наставниками разрабатывают проекты, которые могут помочь слабовидящим и незрячим передвигаться на улице или внутри зданий. Сейчас на базе образовательного учреждения работают над двумя инициативами: в том числе и над проектом – аппаратно-программный комплекс с использованием искусственного интеллекта “MOBI”. Также проектом занимаются и бывшие ученики школы, которые на данный момент являются уже студентами технических вузов города Москвы, и являются партнерами школы.
На данный момент прототип устройства выполнен в виде жилета. На его поверхности располагаются три датчика – два сверху и один снизу.
– Разрабатывая прототипы решений для людей с ограниченными возможностями здоровья на базе Технопарка Сколково, мы подружились с техникой, которая применяется в бионических протезах для детей. Нам предложили не зацикливаться на одном проекте и расширить сотрудничество, поэтому сейчас разрабатывается большой проект – аппаратно-программный комплекс с использованием искусственного интеллекта “MOBI”, – рассказал Сергей Епифанцев, учитель информатики школы 1770 города Москвы, один из авторов проекта.
В данный момент ребята находятся на стадии программирования компьютерного зрения, которое позволит по наушнику передавать информацию о препятствиях. Оно работает при помощи системы, подключенной к смартфону. Сами тактильные датчики уже готовы. Также необходимо настроить дальность действия датчиков. Без конкретных советов самих незрячих определить его сложно.
– Мы сейчас работаем с расстоянием 1,5-2 метра. Некоторые говорят, надо 3 метра делать. Потом, опять-таки это надо тестировать, нужно ставить датчики на спину. Бывает, что приближается объект со спины, и об этом тоже нужно сообщить, – подчеркнул Сергей Епифанцев.
Препятствия на уровне головы – еще одна проблема, требующая решения.
– Мы выяснили, что 5% травм у слепых или слабовидящих связаны с тем, что они сталкиваются с препятствием. В основном, это дорожные знаки. Мы думаем над решением этой проблемы, – отметил Сергей Епифанцев.
Партнеры из НИУ ВШЭ, предложили разработчикам проекта подготовить и вывести проект на рынок – развить предпринимательское мышление обучающихся, которые занимаются технологическими проектами и желающими воплотить свои идеи в жизнь.
Автор курса «Техно – стартап» Анна Солодихина, старший преподаватель Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, считает, что после прохождения курса учащиеся узнают, где искать идеи для будущего бизнеса вообще, определять актуальные технологические тренды, тестировать гипотезы и общаться с целевой аудиторией, получать опыт командной работы, составления бизнес-плана и разработки прототипа для собственного технологического проекта. Что сейчас и проводится в рамках обучающей программы и на примере работы с проектом MOBI.
Между школой 1770 города Москвы и Кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ есть соглашение о сотрудничестве, в рамках которого и реализуется данное обучение. Школа 1770 является базовой школой НИУ ВШЭ.
Идея создания родилась у ребят и их руководителя Сергея Епифанцева после участия в конкурсе “Школа реальных дел”, по условиям которого кейсы для решения выдвигают непосредственно работодатели. Тогда ученикам школы №1770 из проекта «Юные программисты» предложили создать учебные пособия для слабовидящих детей. Ребята приняли участие, и дело пошло. Занять призовое место с первого раза не удалось – до этого школьники занимались web-технологиями и информационной безопасностью, а 3D-моделирование и прототипирование стало новым направлением. Но это лишь повысило интерес к разработке проектов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
– Впоследствии мы начали принимать участие в конкурсах по созданию ассистивных устройств [специальные приспособления для людей с ограниченными возможностями, позволяющие жить более самостоятельной и социальной жизнью] для слепых и слабовидящих людей. А сейчас мы получили статус резидента Инкубатора Центра технологии возможностей в Технопарке Сколково. То есть теперь у нас есть доступ к оборудованию технопарка, – рассказал Сергей Епифанцев.
Теперь ребята знают, как создавать продукт, как его реализовывать, находить потребителя. В качестве симбиоза двух проектов “Медицинский класс в московской школе” и “Инженерный класс в московской школе” и появился данный проект. Для их дальнейшей модернизации и разработки новых проектов в школе стараются создать максимально комфортные условия.
– Взаимодействие всех участников образовательного процесса помогло в реализации задуманного проекта. Современное оборудование в школе для практической работы всегда доступно для ребят. Обучение осуществляется в течение всего дня, выстраиваем вариативное расписание удобное для каждого ребенка, используя дополнительное образование, как часть, формируемое участниками образовательного процесса, – отмечает директор школы №1770 Михаил Горемыкин.
Проекты “Юных программистов”, проект, который разрабатывает аппаратно-программный комплекс «MOBI» – яркий пример преемственности разных поколений. Ребята начинают работать над различными инициативами еще в школе, потом становятся студентами и помогают младшим. В дальнейшем на основании этих разработок выпускники школы строят карьеру. Важна также работа педагога, именно он направляет школьников во время проектной деятельности, – говорит заместитель директора школы 1770 Горетова Елена Вячеславовна.
Разработка столь значимых инициатив и постоянное участие в различных конкурсах приносят свои плоды. Проекты вышли на межрегиональный уровень. Именно поэтому ценен опыт участия в акселераторе НИУ ВШЭ.
Перед тем, как комплекс MOBI направят нуждающимся в нем людям, ему предстоит пройти еще множество апробаций и изменений. Однако проекты, созданные ребятами и их наставником, помогают и им самим: учат эмпатии и сопереживанию, открывают новые пути развития. А в целом – делают этот мир и жизнь других лучше.
Автор текста: Сергей Епифанцев.
Солодихина Анна Александровна
Старший преподаватель Кафедры менеджмента инноваций