О проекте

В 2018 году президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национального проекта «Жильё и городская среда» со сроком реализации до конца 2024 года. Среди ключевых целей реализации национального проекта предполагается не только увеличение объемов жилого строительства, но и обеспечение доступного жилья для граждан со средним уровнем доходов и рост комфорта городской среды.

Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ принял участие в выявления параметров транспортного обслуживания комплексно-освоенных территорий (КОТ), реализующихся в рамках Национальный проект «Жильё и городская среда». Всего была проанализирована 51 локация в 21 городе.

города с населением свыше 1 млн чел.

города с населением от 500 тыс. чел. до 1 млн чел.

города с населением менее 500 тыс. чел.

Новосибирск

Краснодар

Калининград

Екатеринбург

Тюмень

Тула

Казань

Саратов

Курск

Нижний Новгород

Ульяновск

 

Челябинск

Иркутск

 

Уфа

Владивосток

 

Ростов-на-Дону

Ярославль

 

Омск

Томск

 

Воронеж

 

 

Пермь

 

 

Почему возникла потребность в анализе КОТ?

Значимость проекта обусловлена тем, что транспортная доступность территории выступает в качестве одного из ключевых параметров при создании комфортной городской среды. Зоны нового жилищного строительства, застраиваемые при поддержке Национального проекта «Жильё и городская среда», также должны быть обеспечены высоким уровнем связанности с иными территориями города как при использовании личного автомобиля, так и с предоставлением услуг общественного транспорта, чтобы обеспечить мобильность горожан.

Таким образом, цель данного проекта состояла в разработке методики и последующей оценке уровня обслуживания общественным транспортом и обеспеченности инфраструктурой улично-дорожной сети на территориях КОТ. В ходе работы была учтена как существующая, так и перспективная обслуженность транспортной инфраструктурой при учёте мероприятий, указанных в документах транспортного планирования городов. Особенно актуально проведение анализа реальной и потенциальной транспортной обслуженности выбранных территорий застройки связано с тем, что часть из них расположена на окраинах городов.

Задачи проекта

  • Проанализировать исходные данные о параметрах транспортного обслуживания (обеспеченность общественным транспортном и автодорожной инфраструктурой) на территориях КОТ.
  • Замерить и рассчитать текущие интенсивности транспортных потоков на территориях КОТ и элементы транспортной инфраструктуры, связывающие территории КОТ с центральными частями городов (агломераций).
  • Проанализировать влияние мероприятий, предлагаемых в документах транспортного планирования, на потенциальное изменение характеристик УДС и параметров транспортного обслуживания территорий КОТ к моменту завершения строительства.
  • Разработать рекомендации по результатам исследования проектной документации по застройке территорий КОТ в части проектных характеристик УДС и фактически реализованных.

Этапы выполнения проекта

  • Декабрь 2022 года

    Разработка методики для обследования транспортного обслуживания в зонах КОТ и тестирование на примере КОТ «Кузьминки» (г. Омск). 

  • Январь – февраль 2023 года

    Корректировка методики обследования КОТ с учетом полученных комментариев по итогам тестового обследования. 
     

    Сбор данных и анализ уровня транспортного обслуживания зон существующей и перспективной застройки при реализации проектов жилищного строительства на комплексно освоенных территориях (всего 51 КОТ):

    • Анализ состава и степени реализации мероприятий из документов транспортного планирования (ПКРТИ, КСОТ, КСОДД, в т.ч. транспортный раздел Генерального плана) в зоне КОТ;
    • Оценка численности населения, проживающая в зоне КОТ (включая уже построенные жилые корпуса и строящиеся/ планируемые к строительству);
    • Анализ существующих условий движения транспорта в зоне влияния КОТ;
    • Анализ проектных характеристик улично-дорожной сети;
    • Анализ обеспеченности КОТ инфраструктурой общественного транспорта. 
  • Март 2023 года

    Предоставление итоговых результатов обследования существующего и прогнозного транспортного обслуживания в зонах комплексно-освоенных территорий, где реализуются проекты жилищного строительства. 

Результаты анализа транспортной обслуженности КОТ на разных уровнях обследования

Базовый транспортно-градостроительный анализ:

На первых этапах работы, прежде чем перейти к оценке реальной и потенциальной транспортной обслуженности территорий новой застройки, появилась задача по уточнению границ КОТ и реального размещения корпусов к моменту завершения строительства. В ходе работы было установлено, что даже действующие Проекты планировки территории могут содержать:

  • устаревшие сведения,
  • сведения, не соответствующие действительности,
  • указаны только границы участков без указания размещения строений.

Наиболее распространенные по всем КОТ проблемы:

  • КОТ имеет иные здания, которые вне изначальных границ, но указываются как его часть,
  • КОТ имеет существенно больший метраж, нежели заявлялось,
  • КОТ имеет существенно меньший метраж, нежели заявлялось,
  • КОТ имеет отдельные заселённые жилые здания, по которым отсутствует информация,
  • КОТ расположен вне границ ГО,
  • КОТ имеет другие наименования, нежели в исходных данных (переименован),
  • КОТ, на которые не обнаружен ПП,
  • КОТ, у которого четко не определены границы в официальных документах (отсутствует сайт застройщика/границы не находятся на других сайтах),
  • Прочие нестандартные сложные ситуации.

После уточнения границ КОТ была рассчитана людность КОТ на момент заселения последнего жилого здания. Данный расчет был необходим для дальнейшей оценки достаточной обеспеченности инфраструктурой общественного транспорта и автомобильной инфраструктурой. Расчет проводился по разработанной в НИУ ВШЭ методике, базирующейся на минимальной обеспеченности площадью жилых помещений (в расчёте на 1 человека). Здесь можно также отметить, что для 40% рассматриваемых территорий строительство всех жилых корпусов уже было завершено или же было возведено более 90%. Однако для 5 КОТ было возведено менее 50% от запланированных объёмов.

Перечень источников информации для расчета людности КОТ:

№ п/п

Статус здания

Источник данных

1

Существующее (построенное)

Открытые данные Реформы ЖКХ

2

Существующее (построенное), но отсутствуют данные на Реформе ЖКХ

Паспорт дома

Управляющая компания

На сайте «Открытый адрес»

3

В стадии строительства (планируемого строительства)

Проектная декларация на дом

 

Заселение КОТ, % от расчетных планов (выборка: 51 локация в 21 городе)
Заселение КОТ, % от расчетных планов (выборка: 51 локация в 21 городе)
Пример КОТ с низкой долей застройки от запланированного количества зданий, «Новая Дёма» в г.Уфа
Пример КОТ с низкой долей застройки от запланированного количества зданий, «Новая Дёма» в г.Уфа

При планировании транспорта в городах выделяется 3 уровня документов. Однако на данный момент для них характерна проблема дискоординации предлагаемых мероприятий как по срокам, так и факту реализации. Связано это с тем, что данные документы разрабатываются в разное время, с разным сроком реализации и разными командами.

Упрощенная иерархия ключевых документов в сфере транспортного планирования и градостроительства
Упрощенная иерархия ключевых документов в сфере транспортного планирования и градостроительства

Проведенный анализ показал, что в наличии по всем рассматриваемым городам только генеральные планы, включающие транспортные разделы. Тем не менее, планировочные решения транспортного раздела генеральных планов корректируются после разработок отдельных проектных решений и не могут рассматриваться как документы проектирования со сроками реализации мероприятий.

ПКРТИ утверждены в 9-ти городах из 21; КСОТ утверждены или получили официальное одобрение в 6-ти городах из 21; КСОДД утверждены в 11-ти городах из 21; в 2-х городах из 21 выявлены муниципальная и государственная программы развития транспортной системы, влияющие на ситуацию в зоне транспортной доступности КОТ.

Обеспеченность общественным транспортом

При оценке обеспеченности инфраструктурой общественного транспорта было учтено как текущее состояние на 2022 год, так и потенциальная обеспеченность с учётом предлагаемых мероприятий в документах транспортного и градостроительного планирования.

Анализ обеспеченности территорий КОТ общественным транспортом учитывал следующие параметры:

  • доля населения, проживающая на территории КОТ, в зоне доступности от остановок общественного транспорта 400м и 640м (обеспеченность инфраструктурой общественного транспорта)
  • уровень обслуженности общественным транспортом в утренний час пик по методике PTAL
  • затраты времени (изохроны) на перемещения общественным транспортом в центр города
  • объёмы предложения по маршрутам общественного транспорта в связях с указанной локацией

Полный набор схем на примере одного города (Калининград, ЖК Восток):

Наилучшая ситуация с доступом к остановкам общественного транспорта с КОТ «Светлая Роща-2» (Новосибирск) и «Парус» (Тула). Но среди рассмотренных примеров были выявлены те, где обслуживание общественным транспортом в зоне пешеходной доступности отсутствует вовсе или остается на низком уровне. В свою очередь, меры транспортной политики и документов транспортного и градостроительного развития к моменту реализации КОТ будут предусматривать крайне ограниченный прирост инфраструктуры. Так согласно расчету в КОТ «ЖК Горизонт», «Колумб», Ново-Патрушево» и «Звёздный» (все г. Тюмень») за счет достройки ряда корпусов часть домов «приблизится» к существующим остановкам и тем самым окажется в зоне пешеходной доступности.

Отдельно была проанализирована обслуженность общественным транспортом в утренний час пик по методике PTAL.  

Доля населения (%), проживающая по зонам обслуженности общественным транспортом (PTAL)
Доля населения (%), проживающая по зонам обслуженности общественным транспортом (PTAL)
Цветовой ключ зон обслуженности общественным транспортом (PTAL)
Цветовой ключ зон обслуженности общественным транспортом (PTAL)

При рассмотрении 51 КОТ выявлено, что обслуживание общественным транспортом из них разделяется на следующие группы:

а) имеется прямой беспересадочный маршрут в центр города,

б) нет прямого маршрута из КОТ в Центр города, проезд возможен с 1 пересадкой наземным транспортом,

в) нет прямого маршрута из КОТ в Центр города, проезд возможет с 1 пересадкой с наземного транспорта на метрополитен (подвозящий маршрут к линии метрополитена),

г) КОТ расположен вне границ ГО и обслуживается только проходящими межмуниципальными и дачными маршрутами (с редким расписанием и сезонными),

д) КОТ расположен в пределах ГО, но не обслуживается общественным транспортом (в ряде случаев имея заделы под остановки и остановки с павильонами от непогоды, но не обслуживаемые общественным транспортом).

Если рассматривать соотношение объемов предложения и расчетной численности населения (ситуация, при которой КОТ завершен строительством, а предложение общественным транспортом сохраниться на уровне 2022 г.), то соотношение варьирует от 214,7% до 1,1 %. Хотя значение более 100% должно говорить о переобслуженности, следует учитывать, что они были характерны для тех КОТ, где объём жилищного фонда невелик.

Обеспеченность автодорожной инфраструктурой

Для оценки уровня условий движения транспорта были выбраны четыре критерия:

  • доступность жителей с использованием личного автомобильного транспорта до цента города,
  • загрузка подъездов к территориям КОТ,
  • связанность территории,
  • баланс распределения (расщепление) между использованием жителями личного и общественного транспорта.

При оценке доступности центра города на личном автомобиле от рассматриваемой территории КОТ были использованы сервисы Яндекса с прогнозом загруженности дорог по маршрутам движения на определенное время одной и той же даты. Был выбран прогнозный период времени выезда из территории КОТ 8:00 25 января 2023 года. Также было учтено строительство новых выездов и новых транспортных связей, запланированных ППТ и документами транспортного планирования, чтобы оценить изменение временных издержек после завершения застройки КОТ. Уменьшение времени движения до центров городов было выявлено для десяти КОТ и составило от 1-ой до 3-х минут.

Диаграмма ранжирования КОТ по времени движения до центра на автомобильном транспорте
Диаграмма ранжирования КОТ по времени движения до центра на автомобильном транспорте
Маршрут движения от КОТ ЖК «Восточный луч» до центра города Владивостока (25.01.2023, 8:00 – 50 минут, 14 км)
Маршрут движения от КОТ ЖК «Восточный луч» до центра города Владивостока (25.01.2023, 8:00 – 50 минут, 14 км)

Анализ загрузки подъездов в территориях КОТ показал, что для 20 КОТ наблюдалось свободное движение с малой плотностью дорожного движения, и для 2 участков – превышенная загруженность подъездных дорог, что требует их реконструкции.

Анализ документов транспортного планирования показал, что подавляющее большинство предусмотренных в них мероприятий не оказывает влияние на улучшение транспортной связности КОТ с УДС городов. Только в шести городах: в Ростове-на-Дону, Калининграде, Екатеринбурге, Челябинске, Ярославле, Курске и Краснодаре документами транспортного планирования предусмотрены дополнительные выезды из КОТ.

Схемы с примерами мероприятий по развитию УДС, где мероприятия напрямую затранивают территорию КОТ, и где проходят в стороне:

Вклад ИЭТиТП (команда НИУ ВШЭ)

По результатам проведения сравнительного анализа можно отметить, что уровень транспортной обслуженности сильно отличается между рассматриваемыми КОТ.

Наиболее удачными решениями по размещению КОТ являются площадки в обжитых локациях на реновируемых территориях (Томск, Пермь). Основная проблема худших примеров связана с чрезмерной удаленностью от центра города. В случае с обслуживанием общественным транспортом это предполагает затраты времени более 1,5 часов или отсутствие общественного транспорта в зоне пешеходной доступности вовсе. В случае с использованием личного автомобиля может наблюдаться практика подключения через хозяйственные проезды (временные автодороги).

Но ключевой и общей проблемой, характерной для большинства территорий новой застройки остается отсутствие увязки с мероприятиями, предлагаемыми в документах транспортного планирования. Таким образом, результаты проведенной работы могут быть использованы при доработке муниципальных и региональных программ транспортного обслуживания населения и дорожной деятельности горизонта 5 лет (начиная с 2023 года).