• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Кадровая политика университетов

Современные форматы профессионального развития сотрудников

V Всероссийская конференция

20-21 октября 2022 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» провёл в формате online V Всероссийскую конференцию «Кадровая политика университетов: современные форматы профессионального развития сотрудников».

Развитие человеческого потенциала всегда было и остается одной из приоритетных университетских задач. Трансформация университетских моделей связана сегодня с переосмыслением своего предназначения, появлением новых логик и направлений развития, ориентацией на активное использование онлайн форматов в преподавании, организации научных исследований и управлении. Все это требует поиска и освоения новых практик развития сотрудников.

Что нужно делать, чтобы преподаватели увлеклись педагогическим дизайном и стали авторами учебных курсов? Как выстроить преподавание, базирующееся на исследовательских результатах (research-led teaching)? Как организовать поддержку практику и ученому, решившим впервые войти в аудиторию к студентам? Какие помочь молодым коллегам и студентам включиться в научные исследования и проекты? Что способствует появлению в университете новых академических лидеров и эффективных административных команд? Какие форматы наставничества, обмена опытом и повышения квалификации особенно востребованы коллегами сегодня?

В конференции приняли участие сотрудники университетов и заинтересованные в теме партнеры.

Тематические направления конференции:

  • Практики развития преподавательского мастерства

Преподавание, наряду с наукой, является для университетов важной деятельностью. В последние пару лет в преподавании произошли глобальные изменения: от необходимости реализовывать онлайн или смешанное обучение до осознания важности включения проектного подхода в большинство дисциплин. При этом не теряет актуальности необходимость обеспечения фундаментальности и одновременно гибкости формируемых у студентов компетенций. Во многих университетах появляются группы коллег, ориентированные либо в большей степени на науку, либо на преподавание, либо приходящие в университет из реальной практики.

  • Как можно вовлечь все эти группы коллег в преподавание, что они могут дать образованию в университете, какую помощь им нужно оказать, чтобы их вклад был наиболее эффективным и значимым?
  • Как выстраивать преподавание, которое, с одной стороны, базируется на фундаментальных теоретических знаниях и актуальных исследованиях, а с другой – требует непосредственной связи с практикой и рынком труда?
  • Как использовать потенциал преподавателей для развития и распространения лучших преподавательских практик?
  • Какие сервисы, в том числе и цифровые, могут помочь преподавателю при подготовке и проведении занятий?
  • Как обеспечить совместную деятельность преподавателей по реализации образовательных программ? 

Руководители тематического направления:

Лытаева Мария Александровна – доцент департамента образовательных программ, научный сотрудник лаборатории проектирования содержания образования, руководитель образовательной программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ «Высшая школа экономики»
Черненко Оксана Эдуардовна – директор по образовательным инновациям, исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций» НИУ «Высшая школа экономики»


  • Практики развития исследовательских компетенций

Приглашаем преподавателей, исследователей и молодых учёных, вместе обсудить вопросы, связанные с развитием исследовательских навыков в университете: от анализа спроса и предложения к управлению знаниями.

  • В какой мере исследовательские навыки могут быть отнесены к "гибким/мягким" в рамках университетской жизни?
  • В чем полезность этих навыков? Каково значение выражения "навыки научной коммуникации" в контексте универсальных, конкретных и специфичных видов академической деятельности?
  • Что сейчас происходит на рынке программ и продуктов по развитию исследовательских навыков для молодых ученых?
  • Каково настоящее и будущее сектора образовательных программ и продуктов в области формирования исследовательских навыков?
  • Какие существуют модели овладения навыками исследователя с точки зрения предложения и спроса, форматов и методик реализации?
  • Какова специфика такой подготовки, как в условиях университета, так в открытом информационном (интернет) пространстве, и какие перспективные формы их кооперации существуют сегодня в растущей индустрии Soft Skills?

Руководители тематического направления:

Юлия Валериевна Фалькович – директор Центра научной интеграции НИУ «Высшая школа экономики».
Андрей Александрович Кожанов – директор Центра академического развития студентов НИУ «Высшая школа экономики».


  • Практики развития предпринимательской инициативы

Сегодня университеты все чаще становятся центром притяжения для бизнеса не только как платформы для передачи успешных организационных практик, подготовки кадров под решение конкретных бизнес-кейсов, но и как площадки для реализации совместных прикладных разработок, научно-исследовательских и образовательных проектов. Особую актуальность приобретают практики трансфера технологий и инноваций, которые повышают рыночную привлекательность совместных исследований и стимулируют коммерциализацию результатов вузовской науки, а также способствуют созданию малых форм инновационного предпринимательства на базе вузов и научных организаций (спинофов). Однако для эффективной кооперации вузов с бизнесом требуется найти ответы на ряд исследовательских вопросов.

  • Какова роль университетской среды в формировании предпринимательских намерений у студентов и преподавателей?
  • Какие из областей науки наиболее приоритетны для реализации предпринимательской инициативы университетов?
  • В какие элементы инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера разработок и технологий, материально-техническое оснащение Лабораторий) университетам целесообразно инвестировать?
  • Какова роль государственных институтов и инструментов развития в формировании и поддержке предпринимательской инициативы вузов?
  • Каковы практики формирования успешных инновационных экосистем?
  • Какова мотивация преподавателей, научных работников (исследователей), студентов для вовлечения в инновационную и предпринимательскую деятельность?
  • Какое влияние оказывают практико-ориентированные форматы обучения студентов на реализацию их предпринимательских инициатив?
  • Каковы эффекты от неформальных форм обучения и приобретения предпринимательского опыта (онлайн-курсы, вебинары, подкасты, мастер-классы с предпринимателями, презентации перед инвесторами (investor’s pitch)) для запуска стартапа/спинофа?

Приглашаем молодых ученых, вузовских управленцев и корпоративных партнеров обсудить возможные варианты решения имеющихся вопросов по развитию предпринимательских инициатив в академической среде.

Руководители тематического направления:

Вероника Белоусова, зам. зав. Лаборатории экономики инноваций, доцент Департамента образовательных программ ИСИЭЗ, НИУ «Высшая школа экономики»
Денис Столяров, проректор по работе со студентами, Сколковский институт науки и технологий


  • Практики развития менеджмента в университете.

Любой современный развивающийся университет сталкивается с задачами:

  • эффективного достижения целей в ситуации постоянных изменений,
  • поиска лидеров для решения новых задач,
  • интеграции академической и административной среды,
  • минимизации коммуникационных издержек, развития горизонтальных связей и др.

Единственный ресурс, гарантирующий успешное решение этих задач, — сотрудники университета, понимающие особенности академической среды, разделяющие стратегические цели, включенные в корпоративную культуру, готовые быть лидерами новых проектов и руководителями самых разных институциональных процессов.
Поскольку рынок труда не может в достаточной степени обеспечить потребность в таких сотрудниках, перед университетами стоит имманентная задача формирования пула талантливых академиков и администраторов, и развития их кадрового потенциала на всех уровнях управленческой иерархии.
Приглашаем коллег к совместному обсуждению вопросов, связанных с поиском и реализацией позволяющих это делать практик.

Руководители тематического направления:

Юлия Владимировна Гринкевич – директор по интернационализации, руководитель программы административного кадрового резерва НИУ «Высшая школа экономики».
Елена Павловна Чернышкова – директор Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ, заместитель председателя совета ЕУСПб, исполнительный директор Фонда содействия развитию военного образования.


  • Индивидуальные и командные стратегии развития в академическом мире.

Чем принципиально отличается мотивация молодых коллег (зуммеров), начинающих сегодня свою профессиональную деятельность в вузе от мотивации предыдущих поколений, и как это влияет на университет? 
Как преодолеть существенный ценностный разрыв, связанный с разным отношением поколений к профессиональной деятельности? Большая часть университетского сообщества сегодня еще ориентирована на служение делу/институции (работать лучше, больше, не считаясь со временем и перегрузками). Для зумеров важна реализация собственного интереса (в широком понимании этого слова). В отличии от старших поколений, профессиональная деятельность не является для них ключевой, она стоит в одном ряду с другими сферами жизни, при этом, им хочется делать что-то важное для общества. Значимое место занимает комфортная организация труда: атмосфера сотрудничества и поддержки, адекватная нагрузка и удобные дедланы. Для большей части коллег старше 30 лет важнее – результат деятельности, для зуммеров важнее – как чувствуют себя люди в ходе работы. В университетской среде их привлекает академическая свобода и люди, у которых многому можно научиться и сделать с ними интересные проекты. Заинтересованность зумеров в хорошем монетарном вознаграждении не самоцель, а возможность целенаправленно вкладываться в свое развитие. 
Как в университете создать среду и выстроить новые инструменты мотивации, которые будут «цеплять» интересы нового поколения? Как включить молодых коллег в решение исследовательских задач, задач развития образования и университета? Как преодолеть ценностные разрывы и помочь коллегам разных поколений усилить друг друга при создании университетских команд? 
Приглашаем коллег к совместному поиску ответов на эти вопросы.

Руководитель тематического направления:

Анастасия Николаевна Степанова  – заместитель проректора, научный сотрудник научно-учебной лаборатории корпоративных финансов, академический руководитель образовательной программы "Стратегическое управление финансами фирмы" НИУ «Высшая школа экономики»