• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Кадровая политика университетов

Практики управления вовлеченностью

IV Всероссийская конференция

Уважаемые коллеги!

12-13 ноября 2020 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» провел в формате онлайн IV Всероссийскую конференцию «Кадровая политика университетов: практики управления вовлеченностью».

Поиск новых возможностей для развития человеческого потенциала и условий для его капитализации всегда был и остается приоритетным для академического сообщества.

Современные университеты, не снимая с себя традиционных функций рождения и передачи фундаментальных знаний, все больше открываются внешним задачам, направленным на решение проблем современности. Как в ситуации нового осмысления своего предназначения и активной трансформации университетских моделей меняется их кадровая политика? Какие нематериальные и материальные стимулы позволяют сегодня активно вовлекать сотрудников и партнеров в меняющиеся формы и виды профессиональной деятельности? Почему важно не «шлифовать» коллег под новые задачи, а включить их в формирование актуальной университетской повестки, принятие совместных решений и создание самых разных инновационных практик? Какие условия позволяют преподавателям заниматься наукой, а ученым быть заинтересованными в работе со студентами? Как работать с новым поколением студентов и видеть в них будущих партнеров? Какие подходы и практики позволяют поддерживать инициативы и формировать в университете сообщество увлеченных своим делом профессионалов?

В конференции приняли участие сотрудники университетов и партнеры, интересующиеся университетскими практиками управления вовлеченностью.

Тематические направления конференции:

  • Практики вовлечения в решение задач современного образования.

В ответ на изменения в обществе, учитывая актуальные вызов и будущие перспективы, меняется и система высшего образования. Сегодня университет стремительно теряет монополию на формирование профессиональных и социальных компетенций, а современные образовательные технологии создают новые возможности для включения в образовательный процесс не только преподавателей, но и ученых, практиков, и, что особенно ценно, самих студентов. Как изменила образовательный процесс и наше представление о нем ситуация вынужденной изоляции, от каких иллюзий она нас избавила и какие новые возможности открыла? Как все это меняет деятельность преподавателя, какие новые роли ему необходимо освоить? Как заинтересовать работой со студентами ученых и практиков? Как создать условия для вовлечения в решение задач современного образования и создание новых образовательных практик преподавателей, коллег из других университетов, партнеров из разных отраслей, работодателей и студентов?

Приглашаем к выступлению и дискуссии коллег, имеющих опыт создания и реализации современных образовательных форматов для студентов, эффективных форм повышения квалификации для преподавателей и подходов, способствующих вовлечению самых разных стейкхолдеров в решения задач современного образования.

Руководитель тематического направления:
Мария Александровна Лытаева – доцент департамента образовательных программ, руководитель образовательной программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ «Высшая школа экономики».
Оксана Эдуардовна Черненко – директор по образовательным инновациям НИУ «Высшая школа экономики». 
Надежда Викторовна Дубив – ректор Курганского государственного университета.


  • Практики вовлечения в решение научных задач.

Российские университеты, ориентированные на развитии науки, сегодня все больше понимают важность вложений в человеческий капитал, творчески подходят к созданию университетской среды, поддержке инициатив и разработке самых разных инструментов, направленных на вовлечение в решение исследовательских задач талантливых сотрудников, студентов и заинтересованных партнеров.

Приглашаем коллег обменяться актуальными подходами к созданию «точек входа» в науку для студентов и аспирантов, опытом реализации специальных программ поддержки молодых исследователей и формирования научных коллективов, а также другими практиками, способствующими развитию научной деятельности в университете. Одним из фокусов обсуждения, например, может стать опыт вынужденной тотальной онлайн-коммуникации, позволяющий, как и любая другая неординарная ситуация, переосмыслить имеющиеся, увидеть и опробовать новые подходы к решению задач развития данного направления.

Руководитель тематического направления:
Юлия Валериевна Фалькович – директор Центра научной интеграции НИУ «Высшая школа экономики».
Андрей Александрович Кожанов – директор Центра академического развития студентов НИУ «Высшая школа экономики».


  • Практики вовлечения в решение прикладных задач и развитие предпринимательской инициативы.

В условиях стремительного развития информационных технологий, экономики данных и радикальной трансформации рынков развитие инновационного мышления и взращивание предпринимательской инициативы у студентов и сотрудников университета, включение их в решение прикладных задач с «открытыми» результатами приобретают все большую значимость. Это позволяет университетам быстрее адаптироваться к динамической среде, оперативно реагировать на запросы внешних заказчиков, гибко «пересобирать» кросс-функциональные команды для разработки клиентоцентричных продуктовых линеек в целях коммерциализации научных разработок, готовить студентов к проектному управлению и реализации собственных инициатив.

Однако для эффективной организации проектной деятельности в университете требуется решение целого спектра вопросов:

• Стратегический подход к развитию проектной деятельности в университете и поиск рыночных ниш: формирование исследовательского задела, активное взаимодействие и быстрая адаптация под требования заказчика, партнерство с международными организациями;

• Диверсификация источников фондирования: подача заявок на гранты, работа с корпоративными клиентами, краудфандинг, формирование и эффективное управление эндаументами;

• Развитие кадрового потенциала: in-house vs outsourcing;

• Выбор стратегических партнеров: кооперация с наукой и бизнесом, краудсорсинг;

• Практики планирования и организации проектной деятельности: формирование кросс-функциональных команд, разработка KPI, механизмы мотивации;

• Практики вовлечения студентов в проектную деятельность;

• Практики развития предпринимательской инициативы у студентов и сотрудников университета.

Приглашаем коллег и партнеров вместе обсудить подходы к решению этих и других вопросов, связанных с вовлечением сотрудников и студентов в решение прикладных задач и развитие предпринимательской инициативы.

Руководители тематического направления:
Вероника Юрьевна Белоусова – ведущий научный сотрудник Центра исследований отраслевых рынков и бизнес-стратегий, руководитель Департамента образовательных программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики».
Нина Олеговна Яныкина – ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035», старший преподаватель департамента образовательных программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики».


  • Практики вовлечения в управление университетом.

Высокая скорость институциональных изменений, связанная с созданием новых направлений деятельности, требует не только наличия в университете высокопрофессиональной управленческой команды, но и активного включения сотрудников в формирование актуальной университетской повестки и решение общеуниверситетских задач.

Как привлечь широкий круг коллег к обсуждению стратегии развития университета? Как включить сотрудников и студентов в совершенствование дизайна институциональных правил, регулирующих деятельность в университете? Как не допустить разрывов в понимании руководителями разного уровня общих университетских целей? Как сделать так, чтобы преподавателям, научным сотрудникам, руководителям среднего звена, университетским администраторам и студентам были понятны основания нововведений, а руководителям высшего звена явлены их эффекты на местах?

Приглашаем коллег и партнеров к совместному обсуждению этих и других вопросов, связанных с поиском и реализацией управленческих практик, предполагающих вовлечение в принятие решений разных, в том числе и внешних по отношению к университету, стейкхолдеров.

Руководитель тематического направления:
Юлия Владимировна Гринкевич – директор по интернационализации, руководитель программы административного кадрового резерва НИУ «Высшая школа экономики».

Елена Павловна Чернышкова – директор Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ; заместитель председателя совета ЕУСПб; исполнительный директор Фонда содействия развитию военного образования.

  • Новые практики университета: академические добродетели и пороки.

Университет подразумевает множество разнообразных практик, связанных с преподаванием и обучением, исследованиями, экспертизой, администрированием, социализацией. Некоторые из этих практик специфичны для Академии, другие – общие для разных форм культурного и социального взаимодействия. Очевидно, что эти практики направлены на достижение характерных целей, а потому члены университетского сообщества (преподаватели, исследователи, студенты, администраторы) должны обладать качествами, способствующими их достижению. Эти качества, некоторые устойчивые черты характера, можно назвать добродетелями. В своей совокупности они не просто характеризуют отдельные эпизоды жизни человека, но определяют его самость: то как он оценивает, чувствует, желает, действует и реагирует на окружающий мир. Обладать добродетелью значит быть личностью с устоявшимся сложным образом мышления. Таким образом, добродетели «работают» на двух уровнях: личном, определяя самость, и общем, реагируя на совместные практики.

Например, публикационная активность исследователя может быть связана с добродетелью открытости: ученый должен публиковаться, чтобы результаты его труда могли быть доступны (со)обществу. Или, например, преподавание в исследовательском университете может быть связано с добродетелью автономности: задача преподавателя состоит не просто в передаче информации, но в создании условий для возникновения способности самостоятельного суждения. Как эти добродетели изменяются, вместе с внедрением, например, практик ежегодной оценки публикационной активности, учитывающих прежде всего публикации в строго определенных журналах (WoS, Scopus)? Или практики ежегодной студенческой оценки преподавания, где студенты оценивают всех своих преподавателей по общим предзаданным критериям?

С одной стороны, добродетели нуждаются в длительном времени для своего формирования и предполагают устойчивые формы взаимодействия (практики), через которые они культивируются. С другой стороны, современный университет постоянно меняется, порождая множество новых форм взаимодействий: онлайн-образование, научная коммуникация (популяризация), фандрайзинг, борьба за рейтинги. Как структура сложившихся университетских практик меняется в рамках стремительного развития университета? Предполагают ли новые практики университета новые академические добродетели? И если да, то в каких отношениях оказываются эти добродетели с уже существующими (согласие/независимость/несовместимость)? Как примирить ускорение университета с принципиальной времязатратностью культивирования добродетелей и избавления от пороков (или наоборот)?

Эти и другие вопросы, связанные с научной самостью, академическим этосом, добродетелями и пороками, практиками и стратегиями развития университета мы хотели бы обсудить в рамках нашей секции. Особенно важно – обсудить эти вопросы не только теоретически, но и с учетом конкретного опыта инноваций. Поэтому к участию с докладами приглашаются как исследователи, занимающиеся изучением университетов и этики, так и администраторы, определяющие дизайн существующих университетских практик.

Руководители тематического направления:
Алексей Александрович Плешков – директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева, доцент Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики».
Николай Васильевич Токарев – директор Института непрерывного образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Материалы конференции: