Будущая профессия
Магистерская программа «Античная и восточная археология» рассчитана на студентов, желающих получить качественную профессиональную подготовку в области археологии, культурологии и истории искусства древнего мира и средневековья. Сочетание классического филологического, археологического и культурно-исторического образования на основе оригинальных авторских курсов, а также наличие обширных практических занятий, в том числе участие в международных археологических экспедициях, позволит выпускникам найти себе применение в самых разнообразных видах деятельности.
Отечественный рынок труда испытывает потребность в специалистах, подготовленных к научному анализу различных форм производства и эволюции знания и владеющих всем многообразием жанров освещения проблем истории знания (преподавательская деятельность, исследовательская и редакционно-издательская работа, журналистика). Эффективность выпускников магистерской программы «Античная и восточная археология»на рынке образовательных услуг обеспечивается сочетанием в структуре их подготовки аналитического и практического компонентов. Магистранты овладевают как аналитическими навыками, позволяющими им самостоятельно составлять программы и методики обучения (включая подготовку курсов по интеллектуальной истории, истории идей и идеологий, истории науки и образования и т.д.), так и практическим опытом преподавания.
Успешно пройдя программу обучения, магистрант будет востребован, прежде всего, как исследователь и преподаватель, но также как эксперт и деятель «публичной истории». Он найдет применение своим знаниям и навыкам как в научно-исследовательских институтах, так и в образовательных учреждениях, редакционно-издательских предприятиях, информационно-аналитических центрах и т.д.
Кроме того, полученная квалификация позволит выпускникам работать в системе охраны памятников, в особенности в рамках спасательных и новостроечных экспедиций. По оценкам специалистов из Института археологии РАН, в настоящее время в стране не хватает примерно 600-700 специалистов, способных проводить квалифицированную археологическую экспертизу для строительных проектов, а также вести новостроечные и спасательные работы. Именно таких специалистов предполагается готовить в планируемой магистратуре; дополнительным их козырем будет подготовка к исследованиям именно на юге и юго-востоке России, где планируются масштабные строительные инфраструктурные проекты, включая строительство дорог.
Возможные места трудоустройства выпускников настоящей магистерской программы и сфера применения знаний и умений, полученных по магистерской программе, включают следующие организации и государственные органы:
Научные, образовательные и музейные учреждения:
-
Научно-исследовательские институты, работающие в области гуманитарных наук
-
Государственные и негосударственные вузы
-
Центры повышения квалификации преподавателей и других работников образовательной сферы
-
Учреждения среднего профессионального педагогического образования (педагогические, музыкально-педагогические, художественно-педагогические колледжи)
-
Государственные и негосударственные средние общеобразовательные учреждения
-
Федеральные и региональные музеи, в коллекциях которых представлены археологические материалы
Организации, проводящие новостроечные и спасательные раскопки:
-
Новостроечные отделы научно-исследовательских институтов
-
Государственные организации по охране памятников и проведению спасательных раскопок (ГУП «Наследие» и археологические службы в регионах)
-
Частные организации, проводящие новостроечные археологические раскопки
Государственные учреждения:
-
Министерство высшего образования и науки Российской Федерации
-
Министерство культуры Российской Федерации
-
Федеральные и региональные агентства образования, культуры, науки, охраны памятников
-
Департаменты образования мэрий
-
Районные и иные управления образования
Негосударственные организации:
-
Компании, предоставляющие услуги по получению среднего, высшего и специального образования за пределами РФ
-
Культурные центры при посольствах
-
Негосударственные центры и курсы дополнительного образования (административные структуры образовательных курсов)
Редакционно-издательские предприятия:
-
Редакции издательств научной, учебной, педагогической, научно-популярной литературы и литературы по искусству
-
Редакции энциклопедий исторического, историко-культурного, историко-художественного, историко-религиозного профиля
-
Редакции средств массовой информации
-
Редакции сетевых изданий и интернет-ресурсов
Набор компетенций, формируемых в процессе обучения
Выпускники программы «Античная и восточная археология» смогут решать задачи в следующих видах профессиональной деятельности:
а) в научно-исследовательской деятельности:
- подготовка и проведение самостоятельных исследований;
- анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
- подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;
- использование в исследовательской практике современного программного обеспечения в соответствии с профилем магистерской программы (в том числе в целях разработки тематических сетевых ресурсов, баз данных и информационных систем).
б) в педагогической деятельности:
- практическое использование знания основ педагогической деятельности в преподавании курса истории и археологии на всех уровнях общего и профессионального образования;
- анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических явлений, роли экспертного знания и образования;
- применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
в) в организационно-управленческой деятельности:
- постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций, использование для их осуществления методов изученных наук;
- организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений;
- подготовка аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
- работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций.
г) в культурно-просветительской деятельности:
- содержательная разработка и научное обоснование историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;
- подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радио передач и иных форм популяризации исторических знаний.
д) в экспертно-аналитической деятельности:
- разработка исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ