Практическая подготовка
Практическая подготовка на образовательной программе «Античная и восточная археология» представляет из себя комплекс различных видов студенческой деятельности, которые позволяют на практике применить полученные теоретические знания и обрести всестороннее представление о будущей профессии. Проектная деятельность направлена на развитие конкретных, прикладных навыков, применив которые в работе, студенты уже во время учебы способны подготовить законченные и имеющие научную ценность проекты, публикации и каталоги. Профессиональная и учебная практика знакомит студента с научными коллекциями и непосредственной работой их коллег по специальности. Такие элементы практической подготовки, как курсовая работа и выпускная квалификационная работа способствую формированию, закреплению и развитию практических навыков, таких, как перевод, анализ и комментироване текста, работа с источниками, и пр.
Программа практики включает в себя описание элементов учебного плана образовательной программы, организованных в форме практической подготовки и сгруппированных в модуле «Практика» учебного плана.
Практическая подготовка в НИУ ВШЭ регулируется Положением о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (DOCX, 67 Кб) (Приказ о введении в действие: 6.18.1-01/130721-7 от 13.07.2021)
Приложения к Положению о практической подготовке (RAR, 295 Кб)
Данная программа практики утверждена Протоколом заседания академического совета ИКВИА №10 от 26.08.2024 (PDF, 2.04 Мб)
Раздел 1. Общие сведения
На ОП «Античная и восточная археология» предусмотрены следующие элементы практической подготовки:
Курс |
Вид практики |
Тип практики (ЭПП) |
Признак |
Объем в з.е. |
Объем в ак.ч. |
Период реализации |
1 |
Исследовательская |
Курсовая работа |
Обязательная |
4 |
190 |
2-4 модули |
1 |
Археологическая |
Профессиональная |
Обязательная |
5 |
228 |
4 |
1-2 |
Проектная |
Научно-исследовательский проект |
По выбору |
3 |
112 |
1,2, 3,4 модули |
2 |
Исследовательская |
Подготовка ВКР |
Обязательная |
8 |
380 |
2-4 модули |
Раздел 2. Содержание элементов практической подготовки:
Проект Курсовая работа Археологическая практика ВКР
1. Проект
Цель элемента практики
обретение навыков и знаний в области или дисциплине, связанной с интересами студента и его представлениями о специализации в рамках образовательной программы, которые сформировались у него за первый и второй годы обучения. Проектная деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как академический, так и прикладной характер. Запись на проекты происходит через сервис SmartPro.
Точки контроля по проекту:
1) Запись на проект через систему SmartPro
2) Получение от руководителя проекта задания на выполнение проекта
3) Отказ о участия в проекте возможен не позднее, чем через 10 дней после его старта.
4) Сдача задания по проекту в установленные руководителем сроки
5) Получение оценочного листа по проекту от руководителя проекта, и предоставление этого оценочного листа (в электронном или бумажном виде) в учебный офис образовательной программы.
Оценивание и отчетность
Форма отчетности и формула оценивания устанавливается руководителями проектов. Пререквизиты практики и даты точек контроля также определяются руководителем и/или инициатором проекта, выбранного студентом.
В процессе прохождения ЭПП обучающиеся могут использовать информационные технологии, в том числе средства автоматизации проектирования и разработки программного обеспечения, применяемые в профильной организации, Интернет - технологии и др. Специфика ресурсов, необходимых для работы над проектом, определяется руководителем проекта.
Результаты проектной деятельности могут быть высланы руководителю по электронной почте или представлены устно онлайн (по Zoom или с помощью других платформ).
2. Курсовая работа
Цели элементам практической подготовки – обретение навыков проведения научного исследования в выбранном студентом направлении в рамках ОП «Античная и восточная археология». Для выполнения этого типа практики необходимо знание древних языков (древнегреческого, латинского или древневосточных языков) и иногда современных (английский, немецкий и др.) Кроме того, необходимо владение теоретическим материалам, преподаваемым в рамках дисциплин, связанных с выбранной студентом областью научных интересов (например, «Черноморский регион, Кавказ и Закавказье в древности» для тех, кто занимается археологией Крыма).
График подготовки КР в 2024-2025 учебном году:
Данный элемент практической подготовки осуществляется в НИУ ВШЭ, а также в библиотеках, при необходимости – в иных учебных и научных учреждениях или в процессе полевых исследований – в зависимости от темы КР.
КР оценивается научным руководителем в сотрудничестве с научными оппонентами. Оценка зависит от качества курсовой работы и от работы студента под руководством научного руководителя. Детальные критерии оценивания изложены в Методических рекомендациях к подготовке ВКР/КР.
Ресурсы, необходимые для реализации практики, зависят от темы КР; поиск ресурсов осуществляет сам студент при содействии руководителя.
В случае невозможности очного взаимодействия студента и научного руководителя работа осуществляется с помощью современных средств связи и удобных онлайн-платформ.
3. Археологическая практика
Целью археологической практики является ознакомление студентов ОП «Античная и восточная археология» с археологическим памятником как особым видом исторического источника, с процессом и методикой археологических раскопок как элементами специфической системы отбора источников и источниковедческого анализа, с общими правилами организации процесса раскопок и анализа результатов. Цели практики соотносятся с общими целями образовательной программы, направленными на закрепление и углубление теоретической подготовки студента и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности: научно – исследовательской.
Задачами археологической учебной практики являются:
-
Ознакомление магистрантов с основными методами организации археологических полевых исследований;
-
Обучение главным принципам проведения раскопок и консервации памятника, базовым навыкам фиксации материалов в процессе археологического исследования;
-
Формирование общих практических навыков применения новейших приемов и методик археологических исследований памятников археологии различных видов и эпох;
-
Создание представления основных закономерностей формирования культурного слоя, погребального сооружения, стратиграфии археологического памятника и его структуры;
-
Участие в представлении результатов исследовательских работ по материалам археологических раскопок
Для прохождения практики студенты должны знать:
-
понятийный аппарат археологии;
-
естественно-научные методы, используемые в археологии.
-
уметь:
-
осваивать новые методы исторического исследования;
-
формулировать задачи археологического поиска и их соотнесенность с историей эпохи и региона;
-
выявлять источники информации, необходимые для решения профессиональных задач.
владеть:
-
навыками сопоставления археологической информации на материалах различных культур;
-
навыками презентации полученных практических результатов.
Точки контроля
Основными точками контроля при прохождении археологической практики являются: подписание задания на выполнение студенту; предоставление для проверки дневника практики и отчета о практике.
Содержание практики
Организация проведения практики осуществляется на основании договора, заключаемого НИУ ВШЭ с ООО «Культурное наследие» или другими организациями соответствующего профиля. Практика проходит под руководством преподавателя Центра античной и восточной археологии.
По согласованию с академическим руководителем ОП «Античная и восточная археология» студенты могут избрать иное место прохождения практики, представив в учебную часть до установленного программой срока соответствующее письмо-согласие из организации, принимающей студента / студентов на практику, на бланке организации, если иное не предусмотрено регламентом данной организации.
Отчетность по практике
В начале практики студент получает индивидуальное задание (DOCX, 14 Кб), в котором отражены цель и основные задачи прохождения производственной практики. После прохождения практики студенты отчитываются перед руководителями и/или кураторами практики от организации, обсуждают полученные результаты, перспективы дальнейшей работы над индивидуальным заданием и сдают экзамен по производственной практике руководителю практики.
После прохождения практики (в течении 10 дней после её окончания) студенты представляют руководителю практики:
- Дневник практики (DOCX, 20 Кб), в котором отражаются все занятия и формы работ, в которых принимал участие студент;
- Отчет студента (DOCX, 20 Кб), в котором описываются все формы работ, поставленные задачи и характеризуются основные результаты;
- Отзыв руководителя
Отчет о прохождении практики содержит:
- краткую характеристику объекта (организации), где проходила практика;
- описание видов деятельности, которые выполнял практикант;
- перечисление и подробное описание задач, которые решал студент во время практики;
- если студент принимал участие в нескольких видах деятельности, необходимо описать функционал в каждом из направлений;
- рассказ о впечатлениях практиканта (о том, что ему удалось узнать, сделать, с какими трудностями столкнуться),
- оценку собственных достижений практиканта
Оценивание практики:
Оценки «9» и «10» могут быть выставлены, если практикант выполняет задания повышенной трудности и/или демонстрирует результаты, превосходящие предусмотренные программой практики. На мой взгляд, среди вас нет тех, кто выполнил бы задание повышенной сложности и/-или продемонстрировал результаты, превосходящие предусмотренные программой практики.
Оценка 8 предусматривает не просто хорошую работу в качестве копателя на раскопе или мойщика керамики в лаборатории. Для ее получения требуется продемонстрировать отличное (а не общее) понимание процесса исследования: что вы исследуете, почему вы исследуете это подобным образом, зачем, почему и для чего была проделана та или иная операция в раскопе. Это понимание должно быть продемонстрировано в ходе работы, которая бы, например, выразилась в том, что вы самостоятельно обнаружили и правильно интерпретировали объект (яма, слой, стена, развал) или высказывали бы в процессе работы собственные обоснованные замечания и верные суждения относительно методики работ, в частности-- предлагали альтернативные решения возникающих вопросов.
Оценка -7 "хорошо" выставляется, если практикант выполнял все требования, связанные с работой на раскопе (в т.ч. и соблюдение техники безопасности) и проживания в лагере. Нарушение или невыполнение ведет к снижению оценки.
Оценка 6 ставится в случае, если студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины.
Оценка 4-5 ставится, если студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию.
Оценка 2-3 ставится, если студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию.
Оценка 1 ставится, если студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию.
Оценка 0 ставится, если студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
4. Выпускная квалификационная работа
Цели и задачи практики
Обретение навыков проведения научного исследования в выбранном студентом направлении в рамках ОП «Античная и восточная археология», демонстрация знаний и навыков, обретенных в ходе обучения на магистерской программе и выбор дальнейшей траектории обучения.
Для выполнения этого типа практики необходимо знание древнегреческого, латинского или нескольких восточных языков. Кроме того, необходимо владение теоретическим материалам, преподаваемым в рамках дисциплин, связанных с выбранной студентом областью научных интересов (например, «Черноморский регион, Кавказ и Закавказье в древности» для тех, кто занимается археологией Крыма).
Даты точек контроля в 2024-2025 учебном году:
Руководитель и рецензент выпускной квалификационной работы предоставляют свои отзывы, с которыми ми студент может ознакомиться до защиты. Окончательная оценка за ВКР выставляется согласно решению государственной экзаменационной комиссии.
Ресурсы, необходимые для реализации практики, зависят от темы ВКР, и могут представлять из себя печатные издания, архивные рукописи, интернет-сайты, и пр. Поиск ресурсов осуществляется студентом при содействии руководителя ВКР.
В случае невозможности очного взаимодействия студента и научного руководителя работа осуществляется с помощью современных средств связи (Zoom, Skype).
Раздел 3. Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося) а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, могут предлагаться следующие варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:
- для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации;
- для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации;
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.
- Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности для данных обучающихся.