Елена Борисовна Смилянская о перспективах развития магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства»
В 2012 году на факультете истории НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства». О том, почему в ней оказался заинтересован глава российского аукционного дома «Сотбис» и как стать экспертом на рынке искусства, рассказывает руководитель программы, профессор Елена Смилянская.
Подготовить экспертов рынка искусства
Руководитель программы «История художественной культуры и рынок искусства» профессор Елена Смилянская |
В следующем году на факультете истории НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства». О том, почему в ней оказался заинтересован глава российского аукционного дома «Сотбис» и как стать экспертом на рынке искусства, рассказывает руководитель программы, профессор Елена Смилянская.
— Елена Борисовна, расскажите, как появилась идея новой магистерской программы.
— Толчком к созданию программы стал интерес, проявленный бакалаврами факультета истории к теме искусствоведения. Для преподавателей факультета было удивительным, что на первой студенческой конференции многие студенты вдруг выбрали не исторические, а историко-искусствоведческие темы – об истории художественных образов, стилей и так далее.
Мы встретились с руководителем российского представительства аукционного дома «Сотбис» Михаилом Каменским, и он поддержал идею магистерской программы. Он не один год на рынке искусства и теперь – соруководитель программы. Его поддержка вселяет в нас уверенность: мы найдем тех, кого заинтересует программа, а известные музеи, частные галереи и аукционные дома получат вскоре новых дипломированных специалистов.
Помните фильм «Старики-разбойники»? Один из героев говорил: «Зачем красть произведения искусства? У нас их негде будет продавать, мы не империалисты…» Сейчас этот рынок есть – причем один из самых высокодоходных. Появились коллекционеры предметов искусства, но пока мало тех, кто умеет оценивать вещи, определять их подлинность – экспертов рынка.
— Но ведь есть немало курсов по подготовке специалистов для рынка искусства, в вузах есть искусствоведческие факультеты…
— Да, к примеру, менеджеров рынка искусства готовят и на отделении культурологии ВШЭ, и в РГГУ. В связи с этим у нас было много споров, кого же мы хотим готовить – дилеров арт-рынка, специалистов по рынку искусства или искусствоведов-музейщиков?
Мы не хотели никого дублировать. Наша идея заключается в подготовке именно экспертов рынка искусства: людей, разбирающихся не только в шедеврах, но и умеющих оценить значение рядовых памятников культуры, предметов повседневности различных эпох и стилей. Подготовкой таких специалистов и тем более на уровне высшего университетского образования сейчас никто не занимается.
— Каковы особенности подготовки специалистов и в связи с этим содержания программы?
— Наша задача – научить студентов работать с памятниками искусства, изобразительными или декоративно-прикладными. Поэтому мы отводим максимально возможное время на практическую работу, чтобы студенты могли познакомиться с тем, как проходит экспертиза, определяется авторство, устанавливается ценность, формируется коллекция и прочее.
Среди преподавателей – не только сотрудники факультета истории ВШЭ, но и ведущие специалисты музеев и галерей, люди с опытом создания собственных оригинальных экспозиций, эксперты, которые редко появляются в студенческой аудитории. Некоторые из курсов одновременно будут читать по два преподавателя. Один будет давать теоретическую подготовку, второй – практическую. У нас есть предварительные договоренности с ведущими музеями, включая музеи Московского Кремля, Исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, договоренности с Московским центром фотографии, аукционными домами и так далее. Они готовы принять наших студентов в свои фонды, показать, как они работают, готовят экспозиции, хранят вещи.
— А что мешает искусствоведу или историку пойти на практику в музей и там набираться опыта – в чем преимущества обучения на магистерской программе?
— В музеях поле деятельности нового сотрудника, как правило, ограничено: он в лучшем случае работает с одним фондом, проходит длительный период «ученичества», прежде чем он становится, действительно, грамотным специалистом. К тому же он заведомо нацелен на изучение редких и редчайших произведений, но часто незаслуженно игнорирует памятники «второго плана», которые в настоящее время все-таки составляют подавляющее большинство объектов рынка.
У нас же есть возможность дать студентам широкую подготовку. Конечно, в будущем они выберут определенный вид искусства, но для начала важно иметь свободу и возможность этого выбора. А в музейные фонды наши студенты попадут – это редкая возможность.
— Реально ли, на ваш взгляд, освоить профессию эксперта за два года обучения на магистерской программе?
— Это сложно. Но получить старт, толчок, понимание того, что такое экспертиза, можно… Совместными усилиями учителя и ученика, думаю, за два года достичь можно многого. Начиная подмастерьем, человек получает шанс вырасти в профессионала, дальнейшее его развитие – будь то аспирантура или работа в качестве эксперта – будет зависеть от него самого.
Конечно, профессионализм в этой сфере нарабатывается с опытом. Я, например, специалист по книжной культуре, двадцать лет проработала в археографических экспедициях МГУ – мы ездили в старообрядческие поселения, занимались изучением и собиранием старопечатных и рукописных книг, и нам удалось собрать огромную коллекцию для МГУ. И только в постоянном контакте с книгами, датируя и устанавливая происхождение памятника, его историю, значение для культурной традиции, описывая памятник для выставки и каталога, можно постепенно стать экспертом. То же и с произведениями искусства, с коллекциями оружия, монет, наград, с этнокультурными объектами.
Нельзя подготовить эксперта только по слайдам, как часто происходит в наших вузах. В итоге выпускники считают шедеврами то, что видели «на картинке», а к памятникам, представленным на рынке, относятся с некоторым пренебрежением, как к вещам второго сорта. На самом деле значение и класс предметов культуры – подвижны.
Когда мы, будучи студентами, ехали в очередную экспедицию, всем хотелось найти подлинный список «Слова о полку Игореве», но, как известно, он был один – и тот сгорел в пожаре 1812 года. Вместо «Слова» находили списки произведений, написанные в XIX веке чьим-то корявым почерком. И постепенно учились оценивать и их – что это тоже оригинальные памятники культуры, их интерпретация не менее ценна.
Недавно я была на выставке иконописи из частных собраний в Храме Христа Спасителя, и для меня было удивлением, что там были представлены народные иконы мастеровых иконописцев. До определенного времени у нас их вообще не собирали – не считали ценными. А сегодня эти произведения – большая редкость. Оказывается, они не менее интересны, чем те иконы, которые умелые иконописцы копировали с выдающихся произведений древности. Надо уметь оценивать и то, и другое – и уровень подготовки разных иконописцев, и их выразительные средства. Каждый дошедший до нас памятник – это лишь небольшой фрагмент культурного пространства. И в этом заключается экспертная работа – в способности оценить многозначность памятников, в понимании того, с чем связано их появление и чем они были для их создателей и владельцев.
— Каковы условия поступления на программу? Она рассчитана на тех, у кого уже есть базовое историческое или искусствоведческое образование?
— По закону в магистратуру можно поступить с любым базовым образованием, но, конечно, из математика или биолога за два года подготовить специалиста по художественной культуре трудно. Гораздо легче работать с теми, у кого первое образование историческое, искусствоведческое или культурологическое. Но, как в других магистерских программах ВШЭ, у нас предусмотрены адаптационные курсы по истории искусства. Что касается опыта работы, то, конечно, мы были бы только рады, если бы он у наших студентов уже был. Так же, как и осознание, чем конкретно они хотят заниматься. Но мы понимаем, что не всегда это возможно.
Для поступления потребуется сдать экзамен по английскому языку и представить документы «портфолио». Программа «История художественной культуры и рынок искусства» организована совместно с лондонским Институтом искусств «Сотбис», и желающие смогут второй год обучения провести в Лондоне и получить два диплома – Института искусств «Сотбис» и НИУ ВШЭ. Кроме того, надо быть готовым к участию в дискуссиях с иностранными специалистами, которые будут читать некоторые курсы. Все места на этой программе платные, и мы надеемся, что у тех, кто готов оплачивать свое обучение, будет высокий уровень мотивации.
Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Интервью можно прочитать также и здесь:
http://www.hse.ru/news/admission/44555578.html