Коллекционер Сергей Александров рассказал студентам магистратуры ВШЭ о своем собрании советского неофициального искусства
Студенты второго курса магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства» посетили выставку «Единицы времени. Собрание Сергея Александрова» в MMоMA и поговорили с самим коллекционером.
В пространстве «Единиц времени» в Московском музее современного искусства работы шестидесятников резонируют с представителями современной российской сцены. Все произведения - из собрания Сергея Александрова. Вместе с куратором выставки он провел для магистрантов ВШЭ экскурсию по экспозиции, поделился историей своей коллекции и рассказал о собственном видении художественного рынка.
Встреча состоялась 12 октября в рамках курса «Русское искусство второй половины XX века в контексте современной арт-индустрии».
Выставка устроена по принципу магии чисел: 12 залов – 12 ключевых художников, в каждом зале по четыре мастера, среди которых главная фигура - советский нонконформист, остальные три – его современные резонаторы.
По разнообразию затронутых тем масштаб «Единиц времени» приближается к энциклопедическому: за литературоцентричность русского искусства отвечает графика Ильи Кабакова, повседневность коммунального быта раздается свистом вскипевшего «Чайника» Михаила Рогинского, стержнем кинетической лаборатории становится Лев Нусберг, древнерусские архетипы проступают в офортах Дмитрия Плавинского, лагерная тема сквозняком проносится в карандашных рисунках Бориса Свешникова.
Среди суровых мужских голосов звучат немногочисленные женские. Впервые выставляется ряд произведений Риммы Заневской 1966-1968 годов - находка Сергея Александрова. «Раньше знали только Лидию Мастеркову, теперь в борьбу за звание амазонки второй волны авангарда вступает Заневская», - не без гордости говорит коллекционер.
Тем не менее Сергей Александров скептически оценивает вероятность появления новых неизвестных имен в неофициальном искусстве на российском рынке: «Открытий предстоит немного. Все ведущие мастера уже заняли свои места в истории искусства, остается только работа по уточнению их наследия».
Начинающих коллекционеров Сергей предостерегает от обилия подделок шестидесятников: «Хотя виртуозные подделки - это редкость, на рынке их огромное количество. Настоящий эксперт может определить, с какого каталога сделана подделка, выявить копию по поддельной подписи, так как сохранились дневники и письма художников, дающие возможность изучить их оригинальный почерк».