• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

50.04.03 История искусств

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета №10 от 13.11.2015 г. (в редакции 02.02.2018 г.)
Дата обновления паспорта
Протокол №1 заседания академического совета от 30.06.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Не задано

Траектории

2024/2025 учебный год

История художественной культуры и рынок искусства

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Проводит экспертизу произведений изобразительного искусства, определяет время создания, технику, материал, степень сохранности, школу, выявляет и может охарактеризовать ценностные характеристики памятника, определить необходимость его сохранения и предмет охраны
  • КОР-2 Анализирует и характеризует произведение искусства или группу таковых с примирением как классических, так и современных методов и подходов к истории искусства, в широком социальном, политическом и историко-культурном контексте, аргументированно определяет место произведения искусства в мировой художественной культуре
  • КОР-3 Организует и сопровождает практическую часть работы культурных проектов и институций, как малого, так и крупного формата – разрабатывает концепцию и сопровождение выставки, программу лекций по теории и истории искусства, формирует и курирует собрание галереи, музея либо частное собрание произведений искусства
  • КОР-4 Формулирует проблематику научного исследования в области истории искусства, анализирует источники и научную литературу, ищет и анализирует новые источники, подготавливает к публикации аргументированные и обладающие научной новизной статьи и другие тексты в области теории и истории искусства на русском или английском языке
Характеристика профессиональной деятельности:
Профессиональная компетенция будущих выпускников включает:
научно-исследовательский тип:
  • сбор и первичная обработка эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий;
  • анализ и обобщение результатов научного исследования в соответствии с требованиями современной искусствоведческой науки; 
  • системное изучение и критическое осмысление произведений искусства, процессов его развития;
  • представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований, участие/организация научной дискуссии по материалам исследования; 
экспертно-аналитический тип:
  • работа с базами данных и информационными системами по гуманитарным и социальным наукам;
  • организация сбора и подготовки аналитической информации ретроспективного и актуального характера;
  • создание научно-обоснованной искусствоведческой экспертизы; 
культурно-просветительский тип:
  • проведение публичных лекций на искусствоведческие темы;
  • проведение профессиональных искусствоведческих и историко-архитектурных экскурсий;
  • разрабатывать и проводить в жизнь стратегии сохранения и рационального использования объектов исторического, художественного и  культурного наследия в интересах общества.
Перечень профессиональных компетенций:
  • ПК-1 Способен ставить исследовательские задачи и выявлять актуальную исследовательскую проблематику в профессиональной деятельности, обоснованно выбирать и применять наиболее подходящие методы исследования произведений искусства
  • ПК-2 Способен к поиску как визуальных, так и текстовых источников и литературы по исследовательской проблеме на русском и иностранных языках, их систематизации и анализу и созданию на их основе исследований, обладающих научной новизной и самостоятельной ценностью
  • ПК-3 Способен презентовать результаты исследовательской деятельности в виде докладов на конференциях или научных публикаций на русском и иностранных языках
  • ПК-4 Способен к созданию авторских курсов и программ в области истории и теории изобразительного искусства
  • ПК-5 Способен проводить экспертный анализ произведений изобразительного искусства, формировать коллекции предметов искусства, объединенные единой концепцией и кураторской идеей
  • ПК-6 Способен организовывать и реализовывать музейную и кураторскую работу с предметами изобразительного искусства, работу по хранению предметов искусства, способен применять полученные знания в области музейной и выставочной деятельности
Характеристика образовательных модулей:

Базовые дисциплины направления включают в себя два курса («Теория и история культуры» и «Выставочная деятельность»), которые нацелены на поддержку двух основных направлений программы – теоретико-критического и практического.

Цель базовых дисциплин программы – познакомить студентов с разнообразием возможностей междисциплинарного подхода в работе искусствоведа («История европейской цивилизации. XVІ – XX века», «Основы управления в сфере искусства», «Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры»).

Вариативный блок дисциплин программы выстроен исходя из основных специализаций студентов и нацелен на углублённое изучение отдельных видов искусства (живописи, архитектуры, графики, фотографии), в том числе понимание технических аспектов и методов, применяемых при экспертизе; различных периодов (искусство XIX, ХХ, XXI вв. и др.), регионов и культур в целом (искусство стран Востока, искусство России). Особое внимание уделяется истории коллекционирования в России и за рубежом, а также юридическим вопросам художественного рынка и музейного дела. Дисциплины читаются как преподавателями программы, так и приглашаемыми практиками и преподавателями других факультетов НИУ ВШЭ.

Блок практики и научно-исследовательской работы (производственная практика, Научно-исследовательский семинар «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры», проектная работа) нацелен на развитие исследовательских и практических навыков работы с произведениями искусств.

Государственная итоговая аттестация проводится в форме публичной защиты Выпускной квалификационной работы по теме исследования, проведенного в области истории или теории искусства, коллекционирования, художественного рынка, музейного менеджмента и права.

2023/2024 учебный год

История художественной культуры и рынок искусства

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Проводит экспертизу произведений изобразительного искусства, определяет время создания, технику, материал, степень сохранности, школу, выявляет и может охарактеризовать ценностные характеристики памятника, определить необходимость его сохранения и предмет охраны
  • КОР-2 Анализирует и характеризует произведение искусства или группу таковых с примирением как классических, так и современных методов и подходов к истории искусства, в широком социальном, политическом и историко-культурном контексте, аргументированно определяет место произведения искусства в мировой художественной культуре
  • КОР-3 Организует и сопровождает практическую часть работы культурных проектов и институций, как малого, так и крупного формата – разрабатывает концепцию и сопровождение выставки, программу лекций по теории и истории искусства, формирует и курирует собрание галереи, музея либо частное собрание произведений искусства
  • КОР-4 Формулирует проблематику научного исследования в области истории искусства, анализирует источники и научную литературу, ищет и анализирует новые источники, подготавливает к публикации аргументированные и обладающие научной новизной статьи и другие тексты в области теории и истории искусства на русском или английском языке
Характеристика профессиональной деятельности:
Профессиональная компетенция будущих выпускников включает:
научно-исследовательский тип:
  • сбор и первичная обработка эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий;
  • анализ и обобщение результатов научного исследования в соответствии с требованиями современной искусствоведческой науки; 
  • системное изучение и критическое осмысление произведений искусства, процессов его развития;
  • представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований, участие/организация научной дискуссии по материалам исследования; 
экспертно-аналитический тип:
  • работа с базами данных и информационными системами по гуманитарным и социальным наукам;
  • организация сбора и подготовки аналитической информации ретроспективного и актуального характера;
  • создание научно-обоснованной искусствоведческой экспертизы; 
культурно-просветительский тип:
  • проведение публичных лекций на искусствоведческие темы;
  • проведение профессиональных искусствоведческих и историко-архитектурных экскурсий;
  • разрабатывать и проводить в жизнь стратегии сохранения и рационального использования объектов исторического, художественного и  культурного наследия в интересах общества.
Перечень профессиональных компетенций:
  • ПК-1 Способен ставить исследовательские задачи и выявлять актуальную исследовательскую проблематику в профессиональной деятельности, обоснованно выбирать и применять наиболее подходящие методы исследования произведений искусства
  • ПК-2 Способен к поиску как визуальных, так и текстовых источников и литературы по исследовательской проблеме на русском и иностранных языках, их систематизации и анализу и созданию на их основе исследований, обладающих научной новизной и самостоятельной ценностью
  • ПК-3 Способен презентовать результаты исследовательской деятельности в виде докладов на конференциях или научных публикаций на русском и иностранных языках
  • ПК-4 Способен к созданию авторских курсов и программ в области истории и теории изобразительного искусства
  • ПК-5 Способен проводить экспертный анализ произведений изобразительного искусства, формировать коллекции предметов искусства, объединенные единой концепцией и кураторской идеей
  • ПК-6 Способен организовывать и реализовывать музейную и кураторскую работу с предметами изобразительного искусства, работу по хранению предметов искусства, способен применять полученные знания в области музейной и выставочной деятельности
Характеристика образовательных модулей:

Базовые дисциплины направления включают в себя два курса («Теория и история культуры» и «Выставочная деятельность»), которые нацелены на поддержку двух основных направлений программы – теоретико-критического и практического.

Цель базовых дисциплин программы – познакомить студентов с разнообразием возможностей междисциплинарного подхода в работе искусствоведа («История европейской цивилизации. XVІ – XX века», «Основы управления в сфере искусства», «Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры»).

Вариативный блок дисциплин программы выстроен исходя из основных специализаций студентов и нацелен на углублённое изучение отдельных видов искусства (живописи, архитектуры, графики, фотографии), в том числе понимание технических аспектов и методов, применяемых при экспертизе; различных периодов (искусство XIX, ХХ, XXI вв. и др.), регионов и культур в целом (искусство стран Востока, искусство России). Особое внимание уделяется истории коллекционирования в России и за рубежом, а также юридическим вопросам художественного рынка и музейного дела. Дисциплины читаются как преподавателями программы, так и приглашаемыми практиками и преподавателями других факультетов НИУ ВШЭ.

Блок практики и научно-исследовательской работы (производственная практика, Научно-исследовательский семинар «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры», проектная работа) нацелен на развитие исследовательских и практических навыков работы с произведениями искусств.

Государственная итоговая аттестация проводится в форме публичной защиты Выпускной квалификационной работы по теме исследования, проведенного в области истории или теории искусства, коллекционирования, художественного рынка, музейного менеджмента и права.

Конкурентные преимущества программы

Новыми в отношении к существующим в России подходам в преподавания истории искусства являются следующие:

— основная работа студентов переносится в научно-исследовательские семинары, являющиеся своего рода мастерскими по выработке профессиональных навыков работы с памятниками культуры, изобразительного или прикладного искусства;

— история искусства не ограничивается историей шедевров зарубежного и русского искусства: пристальное внимание уделяется не только мэйнстриму, но и рядовым произведениям, которые на существующих искусствоведческих отделениях почти не изучаются, хотя привлекают внимание на мировом художественном рынке. При этом история искусства, представленная в программе рядом проблемно-ориентированных курсов, изучается как элемент культуры различных эпох и народов, как выражение присущих им эстетических и этических представлений, в свою очередь тесно связанных с материальным миром и историческим контекстом;

— изучение искусства происходит в постоянном контакте с произведениями через музейные, реставрационные и архитектурные практики. Сочетание теории с живым опытом работы с артефактами превращает историко-теоретическую подготовку в подлинное знаточество, а отвлеченное знание — в плодотворную любовь к предмету собственных занятий;

— изучение менеджмента и государственного управления сферой искусства, законодательства в области культурной политики, экономических и правовых основ функционирования художественного рынка позволит реально осуществить тесное взаимодействии с соответствующими подразделениями НИУ-ВШЭ.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «История художественной культуры и рынок искусства»

Перейти к содержанию программы