Новая модель образования, общее расписание и дистанционное обучение
Проректор Сергей Рощин о том, что ждет студентов в новом учебном году
Проректор ВШЭ Сергей Рощин в интервью порталу рассказал о переходе на дистанционный формат обучения, планах на ближайший учебный год и о цифровых компетенциях для гуманитариев.
— Насколько успешно университет справился с переходом на дистанционный формат обучения?
— Это был серьезный вызов для мирового и российского образования, в том числе и для нашего университета. Вышка смогла полностью перейти на новый формат обучения, не прерывая занятий.
У нас было несколько предпосылок, которые позволили удачно сделать этот переход. Во-первых, университет давно работает с различными цифровыми технологиями, активно продвигается в онлайн-образовании.
Во-вторых, на процесс повлияла команда университета: преподаватели, менеджеры, администраторы. Многие преподаватели в инициативном порядке начали осваивать новые технологии.
Также мы создали школу преподавательского мастерства, в которой коллеги делились опытом — рассказывали, как лучше построить обучение в дистанционном формате. В-третьих, переход состоялся благодаря цифровой инфраструктуре университета, а также коллегам, которые ее развивают и поддерживают.
Переход на дистанционное обучение — это не только действующая цифровая инфраструктура, но и отлаженные бизнес-процессы, регламенты, которые поддерживают обучение. Университет оперативно ввел изменения в нормативные акты и регламенты, которые определяли взаимоотношения студентов, преподавателей, администраторов на дистанционном формате работы.
Мы видим, что студенты в целом позитивно оценили то, как университет построил обучение в это время.
— Что ждет студентов в следующем учебном году?
— Сейчас мы ведем первый набор на бакалаврскую программу по географии.
Вторая новация связана с использованием технологий, которые активно развивались в период дистанционного обучения — в следующем году университет постарается работать в едином формате на все 4 кампуса.
Часть курсов будет преподаваться так, чтобы их могли слушать студенты разных кампусов. Большинство таких курсов мы планируем реализовать в конференц-формате — курс преподается офлайн в аудитории, но также доступен для студентов других образовательных программ.
С 1 января в учебные планы многих образовательных программ уже будут включены лекции и занятия наших друзей, партнеров и профессоров. Это позволит дополнительно повысить качество образования, а также обеспечит студентам доступ к исследователям и выдающимся преподавателям разных университетов мира. Также мы будем всячески развивать межкампусное взаимодействие.
Следующая важнейшая новация — это расширение возможностей бакалавриата. В декабре 2019 года, мы, как национальный исследовательский университет, приняли новый формат образовательного стандарта бакалавриата, который позволяет нам переходить к формированию гибких образовательных траекторий. Мы делаем шаг к построению образовательных платформ — студенты смогут проходить курсы различных образовательных направлений и программ.
Также в этот образовательный стандарт мы впервые заложили весьма ответственный элемент: мы обязуемся вывести всех студентов, оканчивающих бакалавриат, на определенный уровень по двум универсальным базовым компетенциям — владением английским языком и цифровым компетенциям.
В 2017 году университет начал реализовывать программу, которую назвал Data Culture. Она призвана сформировать компетенции по анализу данных у студентов всех бакалаврских программ. Сейчас мы делаем следующий шаг.
Все это время мы работали над созданием системы оценивания и измерения этих компетенций. В данный момент она приобрела финальный вид. Оценивание будет проходить по трем элементам — цифровая грамотность, анализ данных и программирование. Студенты всех бакалаврских программ будут получать соответствующую подготовку разного уровня по этим трем компонентам.
Следующая новация — усиление проектного подхода в преподавании. Сейчас мы делаем следующий решительный шаг, перестраивая все бакалавриаты и магистерские программы под проектное обучение. Где-то у нас это уже получилось — например, в Школе дизайна, где вся образовательная модель построена на проектах. Сейчас проводятся подготовительные работы, чтобы проектные составляющие усиливались на факультете права, на факультете гуманитарных наук, в Высшей школе бизнеса, которая создана на основе факультета бизнеса и менеджмента.
С этой точки зрения проекты — неотделимая часть образования. Это обязательный элемент образовательных программ, внесенный в учебный план. С его помощью формируются важные прикладные или исследовательские компетенции. В соответствии с этой задачей мы перестраиваем и деятельность части факультетов, чтобы коллеги, которые работают на этих факультетах, были объединены в проектные команды, решающие академические, исследовательские или профессиональные задачи.
— Как будет работать система единого расписания?
— Вопрос про систему единого расписания возникает в связи с реализацией проекта «Межкампусный курс» — преподаватель читает курс студентам в аудитории в Москве, но его одновременно могут прослушивать и включать в свои индивидуальные учебные планы студенты в Санкт-Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде или наоборот. Понятно, что для такого проекта нужно единое расписание — необходимо, чтобы студенты синхронно строили свой образовательный процесс.
Напомню: Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Москва находятся в одном часовом поясе, а Пермь — в другом. Но даже в кампусах одного часового пояса занятия начинались разное время. Следовательно, нам нужна синхронизация расписания, которую университет и реализует в следующем учебном году
— Зачем гуманитарию нужны цифровые компетенции?
— Мы вступили в новую эпоху, связанную с автоматизацией и большими данными. Речь идет не только о числовых данных — мы говорим в том числе о данных визуальных и текстовых. У многих предметных направлений, которые, казалось бы, не были технологизированы, теперь появляются новые возможности.
Я даже не говорю о возможностях в области социальных направлений — в экономике, социологии, политологии — потому что работа специалистов этой области напрямую связана с поведением людей в различных социальных процессах.
Но цифровые компетенции в той же степени касаются и специалистов в области гуманитарных наук. Например, мы говорим о развитии лингвистики. Языки — это в том числе большие данные. Оцифровка накопленных данных о тех или иных языках позволяет совершенно по-другому, к примеру, формировать «корпус» того или иного языка. Эти навыки оказываются очень востребованными сейчас, в том числе, во многих бизнес-процессах.
Историкам, например, оцифровка материальных свидетельств и текстов позволяет выходить на совершенно другой уровень исследовательской профессиональной деятельности и использовать различные аналитические инструменты для обработки этих данных.
— Вышка больше не вернется в офлайн-формат?
— Конечно вернется. Благодаря опыту последних трех месяцев мы увидели очень много плюсов, которые наш университет будет использовать и развивать в рамках онлайн-технологий в будущем. Возможность общаться, не переезжая из города в город уникальна — она очень активно развивалась во всем мире и в нашем университете в последнее время.
Конечно, реальное взаимодействие учителя и ученика, преподавателя и студента также чрезвычайно важно.
Во-первых, есть часть компетенций, которая формируется только при доступе к оборудованию и не может быть полностью заменена виртуальными аналогами. Во-вторых, очень важным остается общение преподавателя и студента, тем более в исследовательском университете, где новые знания рождаются непосредственно в диалоге.
В ближайшем времени я вижу модель образования, построенную на сочетании возможностей дистанционных технологий, оффлайн-общения и проектной исследовательской деятельности. И нашему университету, и мировому образовательному сообществу необходимо будет найти правильное сочетание, а также обрести разумный баланс, отвечающий целям и задачам, которые есть у того или иного университета.