Преодолевая границы сознания и ковидной реальности
Студентка магистерской программы «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» НИУ ВШЭ Дарья Ванифатьева рассказывает о программе мобильности в Финляндии.
Нелегко выразить в паре предложений мысли и чувства, пережитые в другой стране в течение четырех месяцев. Я попыталась затронуть наиболее важные проблемы, с которыми столкнулась, и самые яркие события, благодаря которым путешествие удалось. Надеюсь, эти мысли будут полезны.
Поездка в Финляндию не была чем-то запланированным, ожидаемым и даже желанным. Вот уже шестой год я занимаюсь изучением стран Корейского полуострова. И что я точно планировала, так это пройти конкурс программ мобильности и уехать на семестр в Сеул. Как оказалось, в Университете Турку (UTU) есть Центр Азиатских Исследований (CEAS), специалисты которого ведут многочисленные курсы, посвященные проблемам развития стран Азии. Изучив учебный план на осенний семестр 2021 года принимающего вуза, я оформила заявку на общеуниверситетский конкурс ВШЭ, получила одобрение и вступила на путь ежедневных волнений, связанных с подготовкой к отъезду, а их было немало.
Во-первых, оформление визы никогда не было легким делом. Тем более, для въезда в Финляндию в этот раз необходимо было получить вид на жительство, что подразумевало кучу бумажной волокиты.
Во-вторых, огромной проблемой стали поиски жилья. Университет, в котором я училась, хоть и находится в студенческом городе, не предоставляет общежитие – жилье нужно искать самостоятельно. Более того, в этом году из-за закрытия одного из городских общежитий буквально случился коллапс: группы по поиску жилья на Facebook* были переполнены отчаянными объявлениями с призывом о помощи в приюте хоть на какое-то время. К тому моменту, как я получила ВНЖ, жилье не было найдено, а до начала учебы оставалось 2 недели. Да упасет Вселенная каждого читающего от тех переживаний, страхов, сомнений, которые я испытала в те дни.
В-третьих, не стоит забывать о новой «ковидной» реальности, в которой все мы с вами живем. Нужно ли проходить карантин? Сколько ПЦР-тестов делать? Примут ли мой QR-код? И вообще пустят ли меня в страну на границе? Наверное, не стоит продолжать перечень вопросов-проверок на стрессоустойчивость, который и так многим знаком.
Четвертым пунктом, заставившим усомниться в намерении ехать в Финляндию, была культура. Несмотря на общность некоторого периода истории Финляндии и России, все же финны – совсем другой народ со своими традициями, ценностями, ЯЗЫКОМ и образом жизни, на которые к тому же наложена печать современности. Невозможно быть регионоведом-востоковедом и не задумываться о культурных различиях. Изучение корейского языка и учеба в Пусане научили меня быть внимательной к разнице в восприятии мира у представителей разных народов. Понимание того, что я собиралась прожить некоторое время в стране, о которой ничего не знала, кроме как о Nokia, Муми-троллях, Lordi и Joulupukki (фин. «Рождественский козёл»), ассоциировалось со многими потенциальными сложностями в ближайшем будущем.
На деле взаимодействие с консульством и оформление документов прошло легче, чем это описывают пугающими словами на разных инфопорталах. Вопрос с жильем был все-таки решен благодаря «судьбе, отваге и танцам с бубном». С пандемией все еще проще: есть QR-код – зеленый свет. А на помощь во взаимодействии с местными пришли сами местные. На последнем пункте стоит остановиться подольше.
Еще до прибытия на кампус, из университета стали приходить бесконечные письма с гайдами по адаптации и социализации. За каждым прибывающим студентом по обмену был закреплен “tutor” (более известный востоковедам как «сонбе», «семпай» или «шифу»). Тьюторы отвечали на любые вопросы, всегда пытались помочь с решением проблем и были рады организовать досуг. Свободное время можно было проводить также в компании тех, кто разделяет определенные интересы – в университете множество кружков, секций, клубов, сообществ, включая театр, хор, клуб любителей настолок, комиксов и много другого. Еще одним бонусом стала городская программа по поддержке иностранцев – Turku Friendship Programme, в рамках которой можно было «подружиться» с местными, проводить с ними время в музеях, кафе, на экскурсиях и узнавать ближе финскую культуру. В общем, не проходило и недели без какого-либо мероприятия либо на кампусе, либо в городе.
Например, в середине октября для студентов по обмену была организована бесплатная экскурсия в Кафедральный собор Турку, который является главным лютеранским храмом Финляндии. А в декабре мне удалось посетить тур по новогоднему городу, сопровождавшийся историей появления разных рождественских традиций в финской культуре. Интересным событием стал поход на хоккейный матч местной молодежной команды – я впервые смотрела игру вживую – об организации билетов также позаботился местный студенческий союз. Казалось, будто кредо университета и всех его структур: «с заботой о людях» - в первый день зимы на кампус приехал вагончик, в котором бесплатно раздавали korvapuusti (фин. булочки с корицей) и горячий шоколад.
Самым ярким мероприятием, громко говорящем о финской студенческой культуре, было International Sitz – «своеобразный» ужин с соблюдением «своеобразного» этикета и пением «своеобразных» песен. Суть события – повеселиться! Вообще, sitz очень знаковое событие в жизни университета, его организуют по разным поводам, в разных местах и масштабах. Любому учащемуся в Финляндии необходимо побывать на нем.
Другим must-have в этой студенческой жизни являются штаны – overalls. Поступив в университет, студенты приобретают комбинезоны цвета их факультета. Со временем штаны (все завязывают рукава комбинезона на поясе) обрастают многочисленными нашивками мероприятий, которые посещают их владельцы, организациями, в которых они состоят и другими отличительными знаками. Удивительно, что студенты по всей Финляндии с гордостью носят эти штаны в повседневности и на многие мероприятия, где overalls числятся в описании дресс-кода. В нашей культуре не принято такое единство. Школьники часто сопротивляются носить форму как это положено по уставу, пытаются украсить себя или декорировать одежду, а в Финляндии – наоборот. Такое отношение к своим корням меня очень вдохновило. Штаны я себе так и не купила, а вот нашивками обзавелась. Возможно, украшу ими толстовку НИУ ВШЭ.
Студенческая культура, как и в целом национальная культура финнов, очень гостеприимная, доброжелательная и открытая для обмена. Одна традиция «сауниться» (фин. гл.“saunoa”) чего стоит. Для финнов еженедельный, а для некоторых и ежедневный, посещение сауны не просто удововльствие, а необходимое условие здорового и полноценного существования. Я сама так прониклась этим культурным явлением, что за четыре месяца сходила в сауну больше, чем за всю жизнь. Конечно, этому способстовало и наличие бесплатного доступа к сауне на территории общежития. Для финнов сауна – источник силы, черпать которую их приучают с самого детства. Побывав раз в общественной сауне, я перестала удивляться спокойсвию и умиротворенности этих людей.
В целом, для финнов характерен очень неторопливый, осознанный образ жизни. Первое время мне было тяжело привыкнуть к отстуствию общественного тонуса и необходмости куда-то бежать, а также к важности постоянно соблюдать границы велосипедных дорожек. Московские ритмы совсем другие. Прожив с детсва в мегаполисе, я оказалась «непригодна» для жизни в маленьком городе, хотя свои прелести в ней все же есть. Например, вместо того, чтобы тратить по три часа в день на дорогу до университета и обратно, я могла провести время прогуливаясь по набережной вдоль реки, читая книгу или просто наслаждаясь тишиной библиотечного зала, который, к слову, визуально не менее прекрасен.
Красоты местности, как природной, так и рукотворной, достойны отдельного восхищения. Получая эстетическое удовольствие от окружающего мира в первые недели, я задумалась о том, что приехала изучать в Финляндию не совсем то, в чем ее конек. Хотя, безусловно, не буду умалять достоинства учебной программы, которую я прошла.
Система финского образования позволяет свободно выбирать дисциплины в рамках своей специальности, а также получать дополнительные знания в рамках minor и любых других программ, доступных на базе университета. Так, мне удалось пройти курс по КНДР от Университета Йювяскюля, который сотрудничает с UTU на платформе Asianet. А в рамках общей программы полезным был курс по политике Республики Корея, преподаватель которого активно привлекал к работе со студентами специалистов по определенным периодам из других вузов. Необычным опытом стало изучение финского языка. Мой взор упал курс с забавным названием “Finnish Survival Course for Exchange Students” после первого похода в магазин за продуктами, в котором все было написано на финском, шведском или, в крайнем случае, норвежском.
Плюсами финского образования можно считать использование продвинутых систем для взаимодейтвия со студентами, а также открытость преподавателей для общения. Причем последнее проявляется даже на уровне обращения. Для корпоративной культуры нехарактерно обращение к преподавателю с использованием его титула, фамилии или отчества – просто по имени.
Обучение по большей части было дистанционным, что вызвало некоторые психологические сложности, но дало физические возможности - свободу передвижения как по городу, так и стране, без привязки к необходимости быть в назначенное время в указанном месте. Благодаря этому, я объездила окрестности Турку – г. Наантали и о. Руиссало, съездила в промышленную столицу Финляндии – г. Тампере, несколько раз была в г. Хельсинки, добралась до финской Лапландии и побывала в гостях у Санта Клауса в г. Рованиеми.
Завершу рассказ цитатой Куприна, которая полностью отражает мое представление о стране и ее жителях: «Конечно, трудно многое сказать о стране, в которой был только мимоходом, но все, что я видел, укрепляет во мне мысль, что финны - мирный, большой, серьезный, стойкий народ… отличающийся крепким здоровьем, любовью к свободе и нежной привязанностью к своей суровой родине».
* Facebook - запрещённая в России соцсеть.