Александр Старшинов: «На стажировке в другой стране самое важное – это понимать свою ответственность за время, проведённое там»
Студент 2 курса магистерской программы «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» Александр Старшинов рассказывает о своей стажировке в университете Сонгюнгван, Южная Корея.
Конкурс на мобильность был крайне жестким
По образованию я – кореевед, так что особого выбора, как и сомнений, куда ехать, у меня не было. Конкурс на мобильность был крайне жестким, учитывая, что из списка на общеуниверситетскую мобильность Сонгюнгван был единственным южнокорейским вузом и там было всего два места. В любом случае, в ситуации пандемии и общей неопределенности хорошо, что хотя бы с одним университетом удалось сохранить контакт. Я прекрасно понимал, что ехать на стажировку в пандемию будет тяжело, но для специалиста-регионоведа жизненно важно проводить время в стране, которую он изучает, пусть и в не самых благоприятных условиях.
Я не буду описывать все перипетии, с которыми столкнулся как во время оформления визы (для получения сертификата об отсутствии туберкулёза мне пришлось лететь в Екатеринбург), так и по прилету (корейская бюрократия оказалась не настолько эффективной, как о ней принято думать) или во время прохождения двухнедельного карантина в четырех стенах. Главное, что следует помнить: делайте все заранее, желательно даже сильно заранее, старайтесь продумывать вещи наперёд – какие-то проблемы возникнут в любом случае, и их придётся решать на месте. Конечно, в этом есть и фактор ковидной сумятицы, но есть и человеческий фактор, а от него никуда не деться в любое время. Ну и самое важное – всегда имейте с собой наличные. Это когда-нибудь очень сильно вас выручит.
Из-за коронавируса какая-то «студенческая жизнь», в традиционном понимании этого слова, сошла на нет
Прилетев в Сеул в начале августа и отбыв карантин, я переселился в общежитии и некоторое время жил в комнате один. Было видно, что место, где я жил, было рассчитано в основном на иностранцев, их там и было больше всего (хотя впоследствии ко мне подселили корейца из Пусана). По разным причинам корейцы в общежитии практически не взаимодействовали со студентами по обмену, впрочем, как и студенты по обмену с корейцами. Практически никто из иностранцев не говорил по-корейски, за исключением двух ребят с Тайваня, так что в одном общежитии было как бы два параллельных мира, которые практически не пересекались.
Из-за коронавируса какая-то «студенческая жизнь», в традиционном понимании этого слова, сошла на нет. Часть пар была онлайн, часть пар была офлайн, но это мало влияло на собственно студенческую жизнь – как бы это ни было грустно, но коронавирус её убил. Кажется, социальные связи распались в принципе, и даже наши «бадди» практически ничего не делали, чтобы как-то помочь нам. На моей памяти лишь один раз пытались организовать поход в горы по группам из 4 человек, а также присыли в чат сообщения о том, что в университете обнаружен студент с ковидом: в такое-то время он был в таком-то здании на таком-то этаже. Пожалуй, и всё.
Республика Корея ввела довольно жёсткие антиковидные меры, которые хотя и менялись, но сохраняли общий вектор: ограничение количества людей, которые могут собираться вместе, временные ограничения на работу предприятий – все закрывалось в 10 часов вечера, и прочее. По этой же причине мне пришлось вакцинироваться Pfizer, так как в декабре была введена система QR-кодов при входе во все общественные места, кроме магазинов. Так как «Спутник» до сих пор не признан ВОЗ, я считался невакцинированным. В отсутствие вакцины, а также двухнедельного периода после второго укола Pfizer, каждые два дня необходимо было делать ПЦР-тест. Благо ПЦР-тест можно было сделать быстро и бесплатно.
Коронавирус, разумеется, сильно повлиял и на учебу
Коронавирус, разумеется, сильно повлиял и на учебу, но его влияние было разным в зависимости от дисциплины. Где-то это практически не ощущалось. Я бы особо выделил пары по «Национальной стратегии» – они были самыми интересными. Во-первых, преподаватель решил проводить их офлайн, что для меня было огромным облегчением. Профессор Ким Тхэхё имеет богатый политический опыт, он входил в команду южнокорейского президента Ли Мёнбака и напрямую участвовал в разработке тех или иных политических проектов. Плюс он действительно хорошо читал лекции, старался как-то расшевелить группу на обсуждение вопросов, что довольно тяжело сделать в случае корейцев. В общем, несмотря на его несколько противоречивые взгляды на некоторые аспекты корейской политики, его пары были действительно интересными.
К сожалению, онлайн-формат крайне плохо влияет на качество языкового образования
С корейским языком было гораздо сложнее. К сожалению, онлайн-формат крайне плохо влияет на качество языкового образования. Не то чтобы язык нельзя выучить онлайн, разумеется, можно, но это в разы тяжелее, в том числе, и психологически. Из-за коронавирусных ограничений поначалу было очень трудно взаимодействовать с корейцами даже на бытовом уровне – говорить в маске и слышать, что говорят люди в масках, а иногда и за пластиковым барьером, привыкаешь далеко не сразу. В таких экстремальных условиях единственный шанс как-то поднять свой уровень языка – это знакомиться, общаться и проводить время непосредственно с корейцами, но и здесь было много трудностей.
Главная ловушка, в которую рискует попасть любой человек, обучающийся в университете в неанглоязычной стране – это «пузырь для иностранцев», где все говорят на английском. В Сеуле это довольно просто. Здесь много мест «для иностранцев», что сразу видно по контингенту. Большая часть корейцев тоже будет с вами говорить (или пытаться говорить) на английском, даже если вы будете обращаться к ним по-корейски. Старайтесь проводить внеучебное время в разных местах, чтобы не попасть в этот пузырь. Благо Сеул – большой муравейник, где, в общем-то, есть все: от выставок современного искусства до баров на любой вкус.
Конечно, коронавирус сильно ударил по индустрии условных «развлечений»
Но даже в таких условиях люди продолжали проводить время вместе, несмотря на ковидные ограничения. Летом и осенью Хондэ и Итхэвон – главные тусовочные районы Сеула, были буквально забиты людьми, которые просто пили на ночных улицах прямо у закрытых баров и ресторанов, что вызывало огромное раздражение со стороны некоторых корейцев – так как очевидно, что ни о каких мерах социального дистанцирования и масках там речи и не шло. Но просто стоять и пить на улице – не самое интересное развлечение, оно быстро надоедает. Позднее похолодало, и количество людей на улице ночью сильно уменьшилось.
Музыкальный Сеул
Так как я довольно долгое время связан с музыкой, то мне хотелось найти что-то интересное в связи с этой темой и в Сеуле. Однако, это было не так-то просто. Из-за антиковидных мер какая-то часть клубов и площадок для выступлений была закрыта. Некоторые такие места нашли свои способы эти запреты обойти или как-то переформатироваться. Так что площадки (мне кажется, что у слова «клуб» совсем не те ассоциации – в некоторых местах, про которые я говорю, играют не только музыку, но и устраивают выставки и прочее), где можно было хорошо провести время и потанцевать, были, правда, найти их удалось не сразу. Большая часть названий этих мест чаще всего пишется, либо дублируется на английском, так что для удобства читателей буду писать имена на нём.
Хотя таких мест и немного, сеульская электронная сцена оказалась разнообразной. Там играют почти все: от хауса до более экспериментального техно. Разные и форматы: от условных техно-баров (Vurt, Tanzbar) до полноценных площадок (Modeci, Ring). Особенно могу рекомендовать Volnost. Название, впрочем, происходит от чешского, а не русского слова. Это, как мне кажется, лучшее и самое атмосферное такое место, более того, там же я встретил довольно много интересных людей.
Экспериментальная сцена Сеула тоже существует, но находится в незавидном положении. Единственное место, которое целенаправленно проводило какие-то экспериментальные концерты даже в период ковида, было GhettoAlive (по своему формату оно чем-то напоминало КЦ ДОМ в Москве). У GhettoAlive был перекос в джаз, импровизацию и фьюжн с использованием корейских традиционных инструментов – и выходило, надо сказать, очень здорово. В зале, к слову, свободных мест практически не было. Вероятно, экспериментальных площадок в Сеуле гораздо больше, но мне, к сожалению, не довелось узнать о них или побывать там.
Ходить по виниловым магазинам Сеула стоит, даже если у вас нет винилового проигрывателя
В Сеуле также много виниловых магазинов, ранжирующихся от посвященных преимущественно электронике (к примеру, Junction – один из лучших виниловых магазинов, что я вообще видел в своей жизни), экспериментальной независимой сцене (RopeEditions; там же иногда устраивались концерты экспериментальной электроники, один раз там даже выступал легендарный в узких кругах Чин Сантхэ), до магазинов более старого формата, где нужно рыться в бесконечном количестве коробок и полок (Метхабоксы, Хян Мючжик). Была и куча аккуратных виниловых магазинов современного формата: Mmm Records, Mosaic, Gimbab Records; были и магазины, где просто продавались всякие старые интересные вещи, включая винил (к примеру, Учжу Манмуль). Опять же, как бы это ни звучало, ходить по виниловым магазинам стоит, даже если у вас нет винилового проигрывателя – там можно наткнуться на действительно хорошую местную музыку, которую затем можно (хотя и не всегда) найти в интернете.
Книги в Сеуле можно и заказывать онлайн, но мой совет: езжайте в книжные магазины сами
Также поездка была хорошей возможностью накупить книг: как по теме магистерской, так и по моим общим интересам. Меня удивило, что в Сеуле очень развита сеть букинистических магазинов. Старые книги можно найти на только на рынках (в особенности рекомендую книжные магазины на рынке Тонмё; парочка неплохих книжных есть и на Тондэмуне), но и в Алладине (сеть книжных магазинов) или, например, Соуль Чхэкпого. К достоинству двух последних следует отнести то, что там есть нормальный онлайн-поиск, так что найти нужную книгу не составит особого труда. Более того, цены на старые книги оказались удивительно низкими. В среднем за книгу я отдавал 5 тысяч вон – это около 300 рублей по тогдашнему курсу. Вероятно, потому-то мой чемодан и был забит книгами по приезду обратно.
Конечно, книги можно и заказывать онлайн, но мой совет: езжайте в книжные магазины сами, даже если они находятся в условном Санбоне (то есть за пределами Сеула). В Сеульской агломерации интегрированная система метро и ж/д транспорта, так что доехать загород не составит труда, хоть и займет много времени. Но зато можно посмотреть, что вообще находится за Сеулом. Не то чтобы это были незабываемые впечатления, но все равно интересно.
Хотя то, о чем я тут пишу, может быть интересно лишь небольшому кругу людей, главная мысль, которую я хочу донести (и это применимо вообще к любому городу и стране) – ищите в этих местах то, что вам нравится, то, чем вы интересуетесь. Поверьте, скорее всего оно там будет – быть может, даже в очень неожиданном формате. И старайтесь побольше общаться с местными – они смогут вам подсказать действительно хорошие, интересные места, которые нельзя найти простым поиском в интернете.
Могу посоветовать почаще заглядывать на рынки, от овощных до блошиных
Финансово выживать в Республике Корея было тяжеловато: несмотря на то, что я получил стипендию Эндаумента ВШЭ (за что им огромное спасибо), довольно большой её кусок съел карантин, да и цены в Сеуле местами очень сильно кусаются. К счастью, я быстро сообразил, что лучше покупать еду на корейских рынках и готовить самому (по крайней мере пока я жил в общежитии с кухней) – так выходит не только дешевле, но и вкуснее. Вообще могу посоветовать почаще заглядывать на рынки, от овощных до блошиных, там можно не только найти много чего интересного, но и попытаться поговорить с пожилыми корейцами, молясь, чтобы они вас поняли, а вы поняли их. И не стесняйтесь торговаться – вы же иностранец, да ещё и говорящий по-корейски.
Сначала я жил в общежитии на станции «Женский университет Сонсин» – и в плане каких-то удобств там все было на очень высоком уровне, да и сам район был очень хорош. Затем я переехал в другое общежитие (преимущественно для самих корейцев) – там уже не было ни кухни, ни каких-то мест вокруг, так что, подумав, я решил вернуть деньги и съехать в вонрум – что-то типа маленькой комнатки с кроватью, письменным столом и душем. Впрочем, я говорю об этом без негативных коннотаций, жить там вполне себе нормально и удобно. Более того, зачастую жить в таком месте дешевле, чем в общежитии (если оно платное) – хотя и взаимодействия с другими людьми гораздо меньше.
Путешествие по Кореи
Кроме Сеула мне также удалось побывать на северо-востоке Республики Корея – в Сокчхо, Канныне и Тонхэ – это довольно маленькие города, которые ничем особым не знамениты, кроме близости к морю. Но в целом это стало возможностью увидеть более-менее аутентичную Корею – без мест, откровенно рассчитанных на иностранных туристов. Путешествовать на автобусе по Корее выходит не так дорого (да и мотели можно найти вполне себе дешевые, если бронировать заранее), и я бы сказал, что это очень полезный опыт – не только потому, что есть возможность услышать то, как говорят люди в других регионах Кореи (и понять, что понимать их гораздо тяжелее), но и банально посмотреть страну. У таких мест есть свой местный колорит, то, чего не найти в крупных корейских городах.
Категорически нельзя сидеть на месте!
Я бы не сказал, что мне удалось завести множество удивительных знакомств – я в целом, наверное, не слишком общительный человек, когда речь идет о незнакомых людях. Тем не менее, я хочу сказать спасибо тем немногим людям, которых я там встретил и с которыми проводил время – Чиун, Ёнхо, Маше и Лёне.
В конце концов, самая важная вещь, которую необходимо понимать, когда едешь на стажировку – это то, что большую часть вещей придется делать самостоятельно. Мир, конечно, не без добрых людей, но, в общем и целом, не нужно на это рассчитывать. Напротив, на стажировке в другой стране самое важное – это понимать свою ответственность за время, проведённое там. Никто не будет заставлять вас учиться, учить язык, разговаривать с людьми на корейском языке (это звучит банально, но не нужно стесняться), читать книги – это можете сделать только вы сами. Вдобавок к этому следите за своим ментальным здоровьем – если что-то не так, то лучше сходить к местному врачу. Когда у меня начались жуткие проблемы со сном, я долго отказывался идти ко врачу за снотворным, потому что сильно боялся – но в итоге все оказалось не так страшно.
В заключение могу сказать, что категорически нельзя сидеть на месте – нужно стараться найти то, что найдет отклик именно в вашей душе. Конечно, посетить популярные места, такие как Кёнбоккун, Национальный музей Кореи или Каннам, тоже нужно – но старайтесь найти в городе (да и вообще в стране) что-то уникальное, что-то действительно своё. Чтобы потом можно было вернуться туда – и вновь пройтись именно по вашим местам.