• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Февраль

Студент 2 курса принял участие в конференции МГИМО "Россия и АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе: динамика взаимодействия"

С 12 по 14 октября в МГИМО проходила международная конференция "Россия и АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе: динамика взаимодействия" в рамках XV Конвента РАМИ. Это мероприятие, организованное Центром АСЕАН МГИМО, является ведущим академическим дискуссионным форумом в России в области изучения АСЕАН и российско-асеановских отношений. 

Студент 2 курса принял участие в конференции МГИМО "Россия и АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе: динамика взаимодействия"

В этом месяце наш студент 2 курса Даниал Хатаи представил доклад на конференции МГИМО «Россия и АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе: динамика взаимодействия». Доклад был высоко оценён и допущен к участию в основной сессии. Мы решили задать Даниалу несколько вопросов относительно темы его работы и причин, по которым его доклад был хорошо воспринят на конференции.

 

- Я думаю, будет справедливо сказать, что ты, в первую очередь, специалист по Ирану и политэконом. Почему ты решил принять участие в конференции, посвященной отношениям России и АСЕАН?

- Спасибо за комплименты (смеётся), но я бы не назвал себя ни специалистом, ни политэкономом. Пока что. Я действительно увлекаюсь политической экономией, но это всего лишь подражание моему научному руководителю Андрею Владимировичу Зелтынь, который, несомненно, является великим мудрецом в области исследований Ближнего Востока.

Недавно я пытался бросить вызов самому себе и отказаться от написания статей о региональной политике Ирана. Я хотел в истинно востоковедной манере написать о политике Ирана в Азии, и моё участие в конференции МГИМО было моей первой попыткой сделать это.

- Твой доклад на конференции назывался «Вступление Ирана в ШОС: перспектива АСЕАН». Я сама занимаюсь исследованиями АСЕАН под руководством профессора Канаева. И, если я правильно помню, исторически между АСЕАН и Ираном не было отношений в классическом смысле этого слова. Почему членство Ирана в ШОС что-то меняет в этом аспекте?

- Точно, я не мог бы выразиться лучше. Позволь мне просто повторить сказанное тобой другими словами. Предположим, что полугегемонистская региональная держава на Ближнем Востоке – Иран – не имеет реальных отношений с самым многообещающим интеграционным проектом в мире – АСЕАН. С чем это связано? В моем докладе рассматривался именно этот вопрос. Я попытался объяснить причины, стоящие за этим явлением, а также недавние факторы, которые привели к отмене статус-кво и началу действий АСЕАН по углублению отношений с Ираном.

-Есть ли среди этих факторов вступление Ирана в ШОС?

-Прямо в точку. Однако речь идёт не о преимуществах членства в ШОС, а о политических последствиях этого решения. АСЕАН не поддерживала отношений с Ираном из-за статуса последнего как персоны нон грата в экономических вопросах – результата раскрытия секретной ядерной программы этого государства, повлёкшего за собой 20-летнюю череду санкций. Вступление Ирана в ШОС поменяло ситуацию. В уставе ШОС конкретно говорится, что участники будут использовать ШОС в качестве основы для обсуждения всех сфер, представляющих взаимный интерес, включая экономические. Это означает, что три великие державы - Россия, Индия и Китай - объединились и сняли с Ирана ярлык экономической персоны нон грата.

- Поэтому, похоже, АСЕАН, как очень функционалистская организация, воспользуется возможностью не упустить выгоды от интеграции с Ираном. Какие возможности ты видишь в краткосрочной перспективе для этой инициативы АСЕАН в отношении Ирана?

-Во-первых, на мой взгляд, план ассоциации АСЕАН-Иран недалек от завершения. Скорее всего, это произойдет в ближайшие пять лет.

Во-вторых, одна только Индонезия наращивает отношения с Ираном беспрецедентными темпами. Это связано с амбициями президента Джоко Видодо по будущему управлению Индонезией как морским центром. Разрабатывается глубоководный военно-морской флот Ирана, и продолжается сотрудничество с военно-морскими силами Индонезии. Наиболее важным для Индонезии является своего рода взаимопонимание между двумя странами в отношении судоходных линий. Это означает, что даже если Иран проведет какую-либо операцию в Ормузском проливе, он оставит индонезийские корабли в покое. 

Наконец, другие страны, такие как Малайзия, также с большой вероятностью заключат соглашения с Ираном, что может привести к дальнейшей инициативе внутри АСЕАН развивать отношения с данным государством. В целом, это выглядит довольно многообещающе.

- Спасибо тебе за уделённое время и интересные ответы, желаем тебе удачи в дальнейших исследованиях!