Метанойя в теологии образования
Состоялось четвертое заседание Открытого теологического клуба «МЕТАНОЙЯ»/ « μετάνοια» на тему «Теология образования»
Открыл заседание клуба модератор Клуба игумен Серапион (Митько) - заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, заместитель руководителя Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений экспертного совета Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, профессор, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, доктор теологии, доктор богословия, кандидат философских наук.
О. Серапион представил участникам дискуссии и гостям клуба докладчика Шмонина Дмитрия Викторовича - доктора философских наук, профессора, проректора по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования России, профессора кафедры ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, директора Центра теологии образования Российской академии образования, почетного работника науки Российской Федерации.
Дмитрий Викторович специалист по рациональной теологии, средневековой теологии, поздней схоластике, Франсиско Суаресу, а также по теологии образования.
О. Серапион открыл дискуссию следующим рассуждением. О чем мы будем говорить? Мы очень легко употребляем разные слова и подчас не думаем, что за этими слова коренится очень глубокий древний смысл. Когда мы говорим слово «учитель» - мы в 90% случаев забываем, что так обращались апостолы ко Христу. А когда мы говорим слово «ученик», мы тоже редко помним о том, что именно так называли себя христиане прежде, чем они получили это имя. Когда мы обращаемся к педагогическому образовательному дискурсу мы видим, что почти весь целиком он зависит от события, которое произошло 2000 лет назад, от Боговоплощения. Ибо появление христианской религии спасения привело к формированию той парадигмы образования, которая продолжает быть актуальна доселе. Это же парадигма образования присутствует в его стремлении возродить теологию образования в России.
Профессор Шмонин в своем выступлении рассказал об истории теологии образования.
Философия образования возникла в 40 - х послевоенных годах в англосаксонском мире как реакция на то, что профессура, педагоги, студенчество не знали и не понимали, как им жить дальше. В том смысле, что нацизм повержен, миллионы жертв, сотни миллионов изломанных судеб. Куда развиваться высшей школе с учетом того, что церковь, христианство все больше теряло свою нормотворческую функцию в образовании. Таким образом, современная теология образования во многом продукт западной мысли, католической и лютеранской.
В России впервые о теологии образования профессор Шмонин начал говорить в 2011 году. За 10 лет появились магистерские программы, книги, научные журналы, профессиональные ассоциации и объединения. Теология образования в России – это православный ценно-мировоззренческий взгляд на то каким было, какое сейчас и каким должно быть образование. Это то, каким образом христианская доктрина влияет и должна влиять на формы, технологии, содержание педагогики, на подготовку учителей средней школы, учителей высшей школы, на всю системы воспитания. Это христианская теория образования, своего рода философия образования для современного мира.
О. Серапион завершил заседание клуба, подытожив дискуссию.
Мы находимся в сложной культурной ситуации. Если образование — это формирование по образу, сначала людей формировали по образу Христа, по образу Божьему, потом, после секуляризации мы видим другое формирование - по образу какой-то идеологии или образу самих себя. Некий человек, учитель или исторический герой. А теперь мы приходим к очень сложной и парадоксальной ситуации. Эти образы, которые сформированы на историческом опыте, отличны от молодежи, которая приходит. Они непонятны и неавторитетны. Перед нами либо начинается разрушение основ всего и вся, и приходит новая повестка во всем, либо мы пытаемся возвратиться к первоосновам, пытаемся найти те смыслы и те основы, которые даже будучи отвергаемые современной цивилизацией все равно остаются фундаментом нашего образования. Не зависимо от того насколько современная школа и современные учителя ощущают, осознают свои христианские основы, они остаются той скалой, на которой образование стоит и благодаря которой не падает в пропасть.
В завершении встречи директор Высшей школы юриспруденции и администрирования Кузнецов Д.Л. отметил, что теология образования должна быть устремлена в будущее, быть готова давать ответы на сложные вопросы современности каждому ученику.
Дмитрий Левонович поблагодарил участников за глубокую и содержательную дискуссию и пригласил на заключительное в этом учебном году заседание клуба на тему «Теология и поэзия», которое состоится осенью 2021 года.