• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Настоятелю важно разбираться в юридических вопросах. Интервью с протоиереем Иоанном Каледой

В июне 2022 года обучение на магистерских программах «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» (НИУ ВШЭ) и «Каноническое право» (ОЦАД) окончил протоиерей Иоанн Каледа, настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. Отец Иоанн поделился впечатлениями от магистерской программы и рассказал, чем обучение на ней может быть полезно для настоятеля храма

Настоятелю важно разбираться в юридических вопросах. Интервью с протоиереем Иоанном Каледой

Протоиерей Иоанн Каледа, настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот

 

Что Вам, как настоятелю, дало обучение на сетевой магистерской программе?

 

Любому настоятелю постоянно приходится решать юридические вопросы, например, при оформлении документов на недвижимость или при выстраивании взаимодействия с органами государственной власти на различных уровнях, начиная с управы и заканчивая федеральными ведомствами. Раньше я передавал эти вопросу кому-то. Сейчас юридической работой в моем храме также занимаюсь не я, но, по крайней мере, я понимаю, в какую сторону надо направить усилия. Я могу поставить правильные задачи перед своими юристами и порой даже сказать: вот здесь вы ведете дело не в ту сторону. В таком прикладном характере программы я вижу ее преимущество, поскольку все получаемые знания можно тут же применять на практике. Для настоятеля, вся жизнь которого строится вокруг приходской жизни, эта особенность программы, на мой взгляд, является очень привлекательной.

 

В обучении на программе был важный момент для меня как священника. Мы должны знать наши права. Например, рядом с нашим храмом на пересечении Покровки и Потаповского переулка есть сквер на месте снесенного храма Успения на Покровке. Можем ли мы служить там молебны в день Успения Пресвятой Богородицы? И если да, то что для этого нужно? Около станции метро «Красные ворота» тоже был храм. На его месте сейчас стоит памятный крест. У креста можно прийти служить молебен, ни у кого не спрашивая специального разрешения. А вот для того, чтобы послужить в сквере на месте снесенного храма на Покровке, мы должны спрашивать разрешение у местных властей на проведение массового мероприятия вне церковной территории.

 

Для меня, как священника, важным приобретением стало и то, что я начал лучше понимать разные аспекты семейного права. Нередко в этих вопросах полагаются на какие-то мнения. Обучение помогло мне понять, почему в тех или иных вопросах при разрешении сложных ситуаций нужно поступать так, а не иначе.

 

Я не могу отделить программу «Каноническое право» от программы Высшей школы экономики «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». В частности, для меня было очень полезном изучение в ВШЭ курса римского права, которое лежит в основе многих правовых отношений до настоящего времени, в том числе и в области семейного права.

 

Насколько сложно Вам было совмещать учебу с настоятельским служением? Удалось ли Вам найти баланс между этими сферами?

 

Мой храм располагается в центре Москвы у Покровских ворот, поэтому до Черниговского подворья, где располагается Общецерковная аспирантура, было удобно и близко добираться. До Вышки из моего храма тоже близко и можно дойти пешком за 10-15 минут. Два раза в неделю в понедельник и в среду вечером я служу в храме молебны, поэтому территориальная близость храма и места учебы мне очень помогала. В эти дни я несколько задерживался, но, тем не менее, на занятиях присутствовал. Все преподаватели с пониманием относились к этому обстоятельству. В нашей группе в основном были работающие люди, однако формат обучения помогал совмещать трудовую деятельность с учебой. Конечно, нагрузка была большой. Конечно, прихожане моего храма «страдали», потому что после молебнов в понедельник и в среду вечером народ приходил ко мне для решения разных вопросов и проблем. Это было удобно, так как вечером нет лимита времени. А пока я учился, прихожане были лишены такой возможности.

 

А как изнутри Вам виделось обучение? Насколько оно было удобно и интересно Вам?

 

Скажу честно, поначалу было так: есть благословение учиться, и его надо исполнять. Через какое-то время появился и интерес, особенно после того, как директор Высшей школы юриспруденции и администрирования Дмитрий Левонович Кузнецов помог мне сформулировать тему выпускной работы: «Тюремное служение Русской Православной Церкви: юридические и канонические аспекты».

 

С момента моего рукоположения я занимаюсь окормлением заключенных и в настоящее время являюсь старшим священником третьего московского изолятора. Бывал я и в мордовских колониях. Посещал я и колонии для пожизненно заключенных в Вологодской области. Работа над магистерской диссертацией позволила мне систематизировать юридические аспекты взаимоотношений Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний. Это было и полезным, и интересным.

 

Это взаимодействие постоянно развивается. В начале 1990-х годов это было сугубо личное отношение и решение руководства тех или иных учреждений системы исполнения наказаний. Никаких прав зафиксировано не было – все держалось на личных отношениях. Сейчас присутствие Церкви в местах заключения нормативно оформлено. Что-то мы от этого и потеряли. Например, когда мой отец протоиерей Глеб Каледа ходил в Бутырскую тюрьму в начале 1990-х годов, в некоторых камерах были оборудованы большие иконостасы. Сейчас этого нельзя делать. Иконы могут быть только карманного формата и только для личного пользования. С одной стороны, мне, как человеку православному, это немного больно. С другой стороны, понимаешь, что в СИЗО есть представители и других религий. Делать постоянные иконостасы может быть рискованно, так как не знаешь, кто придет потом и какое будет отношение к святыне. Кроме того, в одной камере могут быть и православные, и мусульмане, поэтому наличие икон может стать проблемой для представителей другой религии.

 

Что Вы могли бы пожелать абитуриентам-священникам, которые думают, поступать им или нет?

 

Поступать обязательно! Конечно, можно поступать в разные духовные школы на разные программы, например, чтобы изучать церковную историю. Безусловно, церковная история – это интересно и полезно. Но это больше для души. А вот магистерские программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» (НИУ ВШЭ) и «Каноническое право» (ОЦАД) позволяет научиться решать реальные вопросы, возникающие в жизни каждого прихода. В этом их главная ценность.