Александра Кузнецова: «В современное искусство приходят по осознанной необходимости: „Не могу не делать!“»
14 мая в московской галерее «На Песчаной» открывается выставка «Как дальше жить», на которой будет представлено пять дипломных работ студентов магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ. В выставленных проектах студенты исследуют свои отношения с действительностью и разными аспектами современной жизни. Кураторы выставки — Александра Кузнецова и Александр Журавлёв.
Выставка «Как дальше жить» открывается уже завтра. Расскажите подробнее о её концепции и о проектах, которые будут на ней представлены.
Выставка состоит из пяти дипломных проектов, собранных в пространстве галереи. Каждый проект — это своя индивидуальная проблематика, своя тема, свой набор инструментов. Но они объединены интересом и даже беспокойством относительно каких-то аспектов нашей жизни. Художники, участвующие в выставке «Как дальше жить», пытаются через свои проекты выстроить картину современного мира, со всеми его перипетиями, текучестью и изменчивостью.
За два года студенты магистратуры «Практики современного искусства» вышли на понимание себя и того, о чём они хотят говорить в поле современного искусства, так что каждый дипломный проект — квинтэссенция опыта, полученного во время обучения.
Все выставленные работы масштабные, и каждая из них могла бы быть персональной выставкой.
О чём эта выставка? К каким размышлениям она может подтолкнуть зрителя?
Поскольку художницы размышляют на такие темы, как природа времени, дружба, отношения с цифровым и виртуальным, — это может подтолкнуть зрителя к более внимательному отношению к данным вещам. И позволит задуматься о том, что ускользает от нашей осознанности. Проект Анны Знаменской посвящен «соскальзыванию» в цифровую реальность: например, мы стоим на остановке, а в это время через интернет записываемся в поликлинику или покупаем продукты. Физически мы здесь, а ментально нас носит по самым разным местам. Эти процессы, как правило, протекают неосознанно. И каждый из проектов предлагает ситуацию для размышления — отношения с подругами, со временем, с виртуальностью, с празднованием чего-либо. Каждый проект даёт пищу для размышлений и рефлексии, переноса этих идей на свою жизнь.
Эта выставка — для современного человека, живущего в большом городе, ведь все мы так или иначе сталкиваемся с вещами, о которых говорят художницы в своих проектах.
Конечно же, она будет интересна тем, кто собирается поступать в магистратуру «Практики современного искусства» — можно будет мысленно выстроить путь от точки, в которой ты находишься сейчас, до точки, к которой ты можешь прийти через два года. Так что для абитуриентов она будет очень показательна и любопытна.
Проекты на выставке «Как дальше жить» — это результат двух лет обучения в магистратуре «Практики современного искусства». Расскажите о программе магистратуры — как она устроена?
В магистратуре «Практики современного искусства» студент выбирает для себя основную программу: «Фотография», «Видеоарт», Art & Science, «Печатная графика» или «Керамика и текстиль». Часть времени студенты ходят в свою мастерскую, а часть времени — делают со мной разнообразные проекты, не привязанные к выбранному медиуму. Мы создаем самые разные работы: видео, анимацию, 3D-пространства, инсталляции, объекты, живопись, графику. Проекты у нас, как правило, парные, совмещающие цифровой и «аналоговый» медиумы — через это мы учимся создавать концептуально связанные вещи, выстраивать сложные связи внутри проекта. Помимо этого, безусловно, мы изучаем историю искусства, в том числе современного.За два года мы даём все, чтобы студенты смогли ориентироваться в современном искусстве, понимать основные тренды и тенденции. Но упор делается, конечно, на создание своих проектов — эксперименты с различными художественными средствами, поиск собственных тем. Это наша принципиальная позиция — она логически понятна и объяснима: чтобы быть художником, надо делать работы. В процессе обучения студенты делают большое количество законченных проектов, которые наполняют портфолио и позволяют художнику освоить различные медиумы и инструменты, чтобы потом — на подходе к диплому — понять, что для него ближе, и выбрать для итогового проекта подходящие темы и средства.
Кто может прийти в магистратуру «Практики современного искусства»? Сложно ли в неё поступить и какой прогресс ждёт студентов?
Для поступления нет никаких противопоказаний. К нам приходят очень разные люди. Может прийти человек, который закончил бакалавриат не по художественной специальности, но по какой-то причине решил, что ему интересно погрузиться в непростую сферу современного искусства.На вступительном экзамене нужно показать портфолио — это может быть как реализованный проект, так и идеи проектов — то, что хотелось бы сделать. Если вы занимаетесь чем-то, что, по вашему мнению, можно обозначить как проект, это нужно показать.
В нашем случае прогресс — это переход от полного непонимания или обобщенного понимания того, что такое практика современного художника, до наполненного хорошими и интересными работами портфолио, которое пригодится и при подаче заявок на выставку или конкурс, и для старта карьеры в качестве самостоятельного художника.
Стоит отметить, что работать придется интенсивно. Тогда за два года портфолио станет качественным и репрезентативным, и будет понятно, куда двигаться по окончании учебы.
Ваше сотрудничество с галереей «На Песчаной» длится не первый год. Почему именно в этом пространстве так часто можно увидеть работы студентов Школы дизайна? И с какими ещё площадками вы сотрудничаете?
Мы сотрудничаем с этим пространством около четырёх лет. Там делают выставки и наши студенты, и кураторы. Изначально галерея была открыта нашим предложениям, и мы активно это используем, у нас постоянное партнерство.Конечно, нужно сказать про нашу галерею HSE ART Gallery, где регулярно выставляются как работы студентов, так и проекты тех, кто уже закончил Школу дизайна. Мы включаем студентов в выставочную деятельность галереи, даём им возможность курировать и оформлять наши выставки, а также способствуем участию студентов в выставках на внешних площадках и совместных со Школой дизайна аукционах.
Среди наших друзей и партнеров много площадок: Музей Москвы, Всероссийский музей декоративного искусства, «Винзавод», «Флакон», Artplay, Центр творческих индустрий «Фабрика». И это бесконечный список, потому что молодым и активным студентам всегда хочется показать свои работы и порой они сами находят новые площадки.
Как вы представляете себе «студента мечты»?
Это тот, кто понял, что хочет развиваться в данном направлении, и твёрдо для себя это решил. Важно понимать, что обучение в Школе дизайна — это не факультатив, а обстоятельная и активно захватывающая людей работа, требующая большой вовлеченности и мотивации, потому что задач и проектов очень много, и их все надо делать в сжатые сроки. Классный студент — тот, кто понимает, зачем ему это нужно, и хочет нырнуть в процесс с головой.Некоторые, представляя себе современное искусство, думают только о лицевой его стороне, обращенной к зрителю: художник приходит на выставку, к нему обращены все взгляды, он интересен, он блистает. Но это маленький процент от жизни художника. Современное искусство — это ежедневные интенсивные размышления о самых разнообразных насущных вещах, пробы, ошибки, неудачи. Это процесс. Кто хочет процесса, кто понимает, что это стиль жизни, — тем легко и приятно заниматься художественной деятельностью. В нашей магистратуре мы даём базу для этой работы — у нас структурированная теоретическая составляющая по истории и философии искусства.
Хорошо работает тот, кто включен в процесс. А включенность — это мотивация. В нашу специальность, то есть в современное искусство, на мой взгляд, приходят по осознанной необходимости: «Не могу не делать!».
Кто выходит из магистратуры «Практики современного искусства»? Чем смогут заниматься ваши выпускники?
Эта программа предназначена для людей, желающих стать художниками в поле современного искусства. Но в процессе обучения человек может сместиться в этом поле в другие роли. Пройдя курс, он может стать как художником, так и куратором, менеджером арт-проектов, продюсером. Программа даёт понимание того, как устроена система современного искусства, как она функционирует, позволяет завязать связи и знакомства через своих преподавателей, через участие в выставках. Основная наша аудитория — это те, кто хочет стать художником, но если в процессе окажется, что это не ваше, то вы сможете найти себя в другой роли в мире современного искусства.Одна студентка пришла к нам, имея опыт менеджмента и желание быть художником, но поняла, что это не совсем её поле. У неё хороший дипломный проект и исследование в рамках проекта, но ближе ей оказалось продюсирование других художников, их продвижение и поддержка. Наша программа даёт и такие компетенции.