• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Распутываем лабиринты мозга: как готовился спич-концерт в стиле TEDx

В конце прошлого года завершился общеуниверситетский факультатив от Института медиа «Популяризация науки на TEDx». Результатом курса стал спич-концерт, на котором студенты-спикеры разбирались, как «выбраться из лабиринтов мозга».

Распутываем лабиринты мозга: как готовился спич-концерт в стиле TEDx

© Ольга Зотова для Института медиа

В своих выступлениях студенты касались вопросов борьбы с прокрастинацией, рассказывали, как именно наш мозг принимает то или иное решение, объясняли, чем полезен искусственный интеллект, и разбирали многие другие темы

 

Полина Меньшова, учебный ассистент курса «Популяризация науки на TEDx»

«Цель и миссия факультатива – создать популяризаторское движение в Вышке. Хочется, чтобы в университете существовало сообщество, которое преподносило бы науку языком, понятным широкой аудитории».

Онлайн-занятия были построены таким образом, что на протяжении всего курса студенты поэтапно формировали свое презентационное сообщение: от выбора научной темы и ее корректировки до записи речи на камеру. Параллельно с этим автор факультатива доцент Института медиа, кандидат филологических наук Владимир Сыченков читал студентам лекции об истории формата TED, о правилах построения речи на конференциях, о популяризации науки. Студенты освоили инструменты, которые позволили им готовить оригинальные выступления, делиться знаниями с разной аудиторией, привлекать и удерживать внимание публики.

Сыченков Владимир Владимирович,
Институт медиа: доцент

После TEDx Skolkovo-2021, на котором я работал спич-тренером, у меня появилась мечта переложить этот опыт на образовательный курс, - рассказал Владимир Владимирович. - Мы выиграли конкурс общеуниверситетских факультативов, и к нам записалось около 120 студентов. Учитывая, что ребята готовились с нуля и в онлайн-формате  они сделали качественные речи в контексте факультатива.

Участие в отчетном спич-концерте было необязательной контрольной работой, но студенты, которые все же решились на этот опыт, отметили его важность для их дальнейшего развития как спикеров. Например, для студентки Дарьи Безгодовой выступление стало настоящим испытанием и выходом из зоны комфорта: «Мне было очень страшно накануне, вплоть до того, что у меня сел голос и возникали мысли отказаться от участия. Но все-таки мне было слишком интересно, и я решилась. Получила новые смешанные чувства и эмоции, но они безусловно положительные». Другой спикер Елена Вольф рассказала, что сложной задачей для нее оказалось сбалансировать речь так, чтобы донести информацию до аудитории, не углубляясь в профессиональные детали. При этом, преподаватели поддерживали студентов на всех этапах подготовки и работали индивидуально с каждым, чтобы сформировать максимально качественные и цепляющие речи.

Организаторы факультатива считают, что своей цели они достигли. Проект продемонстрировал, что наука может быть интересной широкому кругу людей, даже тем, кто с ней профессионально не связан. «Наука не только для ученых, которые сидят в своих кабинетах и что-то высчитывают, вычитывают, тестируют, - объяснила Полина Меньшова. - Но и для тех, кто ею не занимается профессионально. Она полезна для всех, в первую очередь, в практическом плане, а не просто для общего развития».

Факультатив призван помочь тем людям, чья карьера связана с публичными выступлениями или передачей знаний и умений. «Мне кажется, такие спич-концерты есть смысл готовить в школах, чтобы заинтересовать детей наукой, - поделилась мнением участница концерта Инна Резванова. – И для людей, которые вышли на пенсию или не работают. Им точно будет интересно в такой емкой и яркой форме узнать о научных достижениях от молодежи, что, конечно, поспособствует развитию доверия между поколениями».

Фото: из архива В.В. Сыченкова

Участники спич-концерта рассчитывают, что их дебют поддержат и другие студенты ВШЭ. «Мы выбирали темы, которые волнуют таких же, как мы, в период сессии и не только: как освободить память от лишнего, обмануть мозг и поставить учебу на паузу, если это необходимо», - рассказала участница конференции Дарья Кузнецова. По мнению студентов, заниматься популяризацией науки как никогда актуально, и это может заинтересовать большое количество молодых людей.

Курс получил признание студентов в двух номинациях. Он оказался лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры» и «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития». Авторы факультатива планируют запустить его и следующей осенью, усилив теоретическую часть и еще глубже погрузившись в тему популяризации науки. 

Запись спич-концерта можно посмотреть ниже.

Мария Резник,

магистрант 1 курса образовательной программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях»