Международная летняя школа по коммуникативным нейронаукам в Лейпциге
16-19 июня в Лейпциге (Германия) состоялась 9-я Международная исследовательская летняя школа по коммуникативным нейронаукам на базе Института когнитивных и нейронаук Общества Макса Планка. Рассказывает студентка 1-го (теперь уже 2-го) курса магистерской программы «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию» Кристина Райнич.
В этом году организаторы выбрали, на мой взгляд, очень интересные темы, которые актуальны не только в сфере когнитивных нейронаук, но также в научном сообществе в целом. В школе принимали участие около 150 студентов, аспирантов и постдоков со всего мира, в том числе было несколько участников из России. В качестве лекторов были приглашены всемирно известные ученые, специалисты в компьютерной нейронауке, психо- и нейролингвистике, гендерной нейронауке и других областях.
Первый день школы был открыт лекцией, посвященной важности гендерных различий в мозге, почему и как стоит их изучать. Доктор Лиза Галеа из лаборатории поведенческой нейроэндокринологии Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) рассказала о гендерных различиях в нейропсихиатрических и нейродегенеративных заболеваниях и о том, насколько по-разному мужчины и женщины могут реагировать на лечение на нейрональном уровне.
Следующий день продолжал тематику гендерных нейроисследований. Ребекка Шански (Лаборатория нейроанатомии и поведения в Северо-Восточном Университете в Бостоне, США) и Руан Херринга (центр BRAVE в Университете Висконсина, Мэддисон, США) привели примеры исследований гендерных различиях в классической и клинической нейронауке. Бирджит Дернтл (департамент психиатрии и психотерапии Университета Тюбингена, Германия), Ингер Сундстроем-Поромаа (департамент здоровья женщин и детей Уппсальского университета, Швеция) и Маркус Хаусман (департамент психологии Университета Дарема, Великобритания) рассказали о различиях мужчин и женщин на когнитивном уровне. Более того, участники школы узнали об исследованиях половых гормонов с использованием магнитно-резонансной томографии во время лекций Виб Фрокьяр (Нейробиологическая исследовательская группа Больницы при Университете Копенгагена, Дания) и Белинды Плетцер (Центр когнитивной нейронауки Университета Зальцбурга, Австрия).
После лекций состоялась панельная дискуссия о перспективах гендерных исследований с участием всех лекторов, во время которой обсуждалось, насколько такие исследования важны для современного научного сообщества и населения в целом, как пресса реагирует на такие эксперименты и как отличить факты от фикции.
Повесткой третьего дня школы был язык. Эвелина Федоренко (Массачусетская больница общего профиля Гарвардской медицинская школы, США; департамент психиатрии Центра биомедицинской визуализации им. Атиноулы А. Мартиноса, США; департамент нейро- и когнитивных наук Массачусетского технологического института, США) исследует особенности человеческой коммуникации с помощью поведенческих методов, нейровизуализации и компьютерных алгоритмов. Ее команда занимается картированием речи у здоровых испытуемых и пытается выяснить, какие области мозга ответственны за языковые функции. Томас Хоуп (Университетский колледж Лондона, Великобритания) рассказал о достижениях своей исследовательской группы в работе с пациентами, страдающих афазией (нарушение речевых функций в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов и т.п.). Они пытаются спрогнозировать, что произойдет с языковыми функциями пациентов в результате повреждений головного мозга, и объяснить, почему реабилитация пациентов после афазии происходит по-разному в разные сроки и от каких параметров это зависит. Джонатан Пеле (департамент отоларингологии Университета Вашингтона, США) прочитал лекцию об исследованиях, направленных на изучение связи между слухом и процессами мозга, отвечающими за обработку устной речи с помощью нейровизуализационных методов.
Завершающий день конференции начался с лекций на амбициозную тему «Как взломать код сознания?». Мона Гарверт (департамент психологии Института когнитивных и нейронаук Макса Планка, Германия), Хелен Барон (Университет Оксфорда, Великобритания) и Кристиан Доеллер (департамент психологии Института когнитивных и нейронаук Общества Макса Планка, Германия) рассказали о том, как предположительно хранится информация в человеческом мозге и как устроены когнитивные карты.
Последней темой для обсуждения была компьютерная нейронаука. Направлением исследований Рану Юнг (департамент биомедицинской инженерии Международного университета Флориды, США) является разработка биогибридных систем, связанных с нервной системой человека, с целью восстановить функции, потерянные в результате травм. Розалин Моран (Университет Бристоля, Великобритания) во время своего выступления описала, как используются игровые виртуальные пространства для тестирования алгоритмов искусственного интеллекта, и показала, как работают симуляции для моделирования принятия решений. Питер Дайян (департамент компьютерной нейронауки Института биологической кибернетики Общества Макса Планка, Германия) рассказал о своем взгляде на исследования психологических и нейробиологических коррелятов для предсказывания вознаграждения и наказания у животных и людей и о том, как эта модель может «сломаться», например, при различных неврологических и психиатрических заболеваниях.
В рамках летней школы проходили мастер-классы на совершенно разные темы, и участники могли записаться на тот, который больше остальных соответствует их научным интересам. Я выбрала воркшоп по электроэнцефалографическим (ЭЭГ) исследованиям и совершенно не пожалела. Вадим Никулин (департамент нейрологии Института когнитивных и нейронаук Общества Макса Планка) не только обсудил с нами основные принципы ЭЭГ анализа, но и предоставил возможность самим попробовать предобработать реальные ЭЭГ данные.
Многие участники школы также имели возможность рассказать о своем исследовании во время постерной сессии и получить ценные комментарии от оценивающей комиссии и от других участников школы.
Эта летняя школа, безусловно, является чрезвычайно полезным мероприятиям не только для того, чтобы узнать об актуальных темах исследований в области когнитивной нейронауки, но и чтобы получить новые навыки в проведении экспериментов и использовании оборудования. Школа проходит ежегодно, и я очень рекомендую коллегам принять в ней участие!
Кристина Райнич,
студентка 2 курса магистерской программы «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию»
Научно-учебная лаборатория моделирования зрительного восприятия и внимания: Стажер-исследователь
Все новости автора