• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Станислав Наумов: «Особенность нашей программы – это практическая вовлеченность в реальные текущие процессы»

Бизнес-куратор магистерской программы «Коммуникации в гос. структурах и НКО» Станислав Наумов поделился планами развития магистратуры. Один из основных векторов – привлечение студентов из стран ЕАЭС. Про наднациональное регулирование, дефицит лоббистов международного уровня и уникальные форматы на программе в нашем интервью.

Станислав Наумов: «Особенность нашей программы – это практическая вовлеченность в реальные текущие процессы»

По словам Станислава Наумова, бизнес-куратора новой магистратуры, первый набор программы «Коммуникации в гос. структурах и НКО» в основном был связан с предложением для будущих лоббистов в российском управленческом процессе. «Со второго года мы планируем сделать хороший, серьезный евразийский акцент в нашей программе. Это будет интересно, я уверен – и тем, кто захочет сам поступать и тем, кто к нам обратится с поддержкой от своих национальных бизнес-ассоциаций или органов управления, которые занимаются интеграционными процессами», – делится планами Станислав Наумов. Мы попросили Станислава Наумова рассказать о планах развития международного сотрудничества в рамках магистратуры, особенностях наднационального регулирования и компетенциях, которыми будет обладать будущий выпускник программы. 

Про наднациональное регулирование

Наднациональное регулирование является не просто продолжением национального регулирования, а весьма уникальным способом выстраивания договоренностей между странами о том, что они делегируют часть своих полномочий и перестают их дублировать на национальном уровне. ЕАЭС (Евразийский экономический союз – прим. автора), в состав которого входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, сейчас находится на этапе выстраивания эффективных коммуникаций и поиска инструментов к эффективному диалогу между пятью странами. Вместе с тем, мы наблюдаем ряд проблем на этом этапе, например, не делегирование, а дублирование полномочий, потому что расставаться с властью непривычно и страшно. Одновременно с этим, такие организации как ЕАЭС и сопутствующие этому процессу интеграции ведомства испытывают дефицит в кадрах. Поэтому для меня особенно важно, чтобы в будущем к нашим студентам присоединились ребята из этих стран. Синергия их опыта и нашей профессиональной экспертизы поможет создать условия для формирования специалистов в этом направлении. Наша программа лишена романтический иллюзий, мы понимаем, что подобного рода процессы налаживаются долго, сложно и поэтапно. Кстати, ЕАЭС расширяет свои масштабы – скоро, думаю, Узбекистан присоединится к этому союзу. Поэтому студенты, поступившие к нам из Узбекистана, опередят свое время. Когда закончат у нас учится, Узбекистан закончит присоединение.

У участников нашей программы много векторов развития: можно быть лоббистом бизнеса в наднациональном треке, работать в самой Евразийской комиссии или в одном из национальных ведомств, которое отвечает за взаимодействие с другими странами евразийского союза (обычно это министерства экономического развития, иностранных дел, но могут быть и отраслевые).

Опыт стран Европейского Союза, которые делегировали Европейской комиссии свои полномочия по вопросам, где, как они считают, должна проводится единая политика, доказал свою востребованность со стороны бизнеса. В рамках курса «Взаимодействие бизнеса и власти» мы изучаем опыт Европейской комиссии, опираемся на лучшие практики ЕС, того, как организовано взаимодействие европейских бизнес-ассоциаций с еврокомиссией и анализируем первые пилотные проекты в Евразийской комиссии, которая работает в Москве и анализируем взаимодействие с Деловым Советом Евразийского экономического союза (Станислав Наумов работает координатором Делового Совета Евразийского экономического союза, – прим. автора).   

Экономический аспект наднационального регулирования

Много надо уметь видеть не только, даже не столько в плане политики, сколько в плане международной экономики, поэтому у нас будет возможность изучить лучшие кейсы из внешнеторговой деятельности стран ЕС до вступления, потому что ЕС сейчас заключает соглашения о свободной торговле.

Важно понимать, что транснациональные компании в условиях глобализации могут обладать гораздо большей властью и влиянием на состояние наших внутренних рынков. В одиночку никому этому давлению со стороны глобальных транснациональных компаний не удастся эффективно ничего противопоставить.

Еще одна тема, которая сейчас активно обсуждается – единая маркировка. Каждый хочет иметь качественную продукцию, которая соответствует стандартам безопасности. Мы видим, что маркировка тоже нуждается в дополнительном продвижении в деловых кругах. Деловой совет делает сейчас исследование по заказу одной из структур центра развития перспективных технологий, которая занимается этим в России. Другие страны настороженно к этому относились. На нашей программе мы научимся лоббировать унифицированные политики, унифицированные стратегии.

Про компетенции и уникальные форматы на программе

Помимо экономического диалога нужно выстраивать и гуманитарный диалог. Я думаю, что очень много завязано на эффективной коммуникации. Мы будем обращать внимание на культурные, социокультурные тренды, которые нас сохраняют в едином культурном, в едином гуманитарном пространстве. И из этого доверия возникают более эффективные решения для в том числе социальной сферы, а не только экономической.

В рамках программы мы обратимся к статьям Союзного договора. Этот документ состоит из 100 разных статей – это единый свод двусторонних международных договоренностей между пятью странами, который сведен в один документ. По каждому из разделов нужно быть специалистом. Таким образом наши студенты приобретут и юридические компетенции. Это сама по себе важная компетенция – человек после нашей программы на равных с профессиональным юристом может обсуждать любую конституцию, любой гражданский кодекс.

В перспективе на одной из наших мастерских мы будем работать над проектом гражданского кодекса будущего евразийского экономического союза. До 2025 года у нас действуют нормы союзного договора, принятого в 2014 году. Но особенность нашей программы – это практическая вовлеченность в реальные текущие процессы.

У нас в планах работать со студентами над моделированием интеррегионов. Это когда приграничное сотрудничество осуществляется между непосредственно прилегающими друг к другу регионами соседних стран (напр., Франция и Германия или Польша и Германия). Эти страны создают регион, внутри которого происходит новое видение территории, где можно использовать возможности первой и второй стран. Если говорить о России, то есть проект «Гумилевский край» с Казахстаном. Подобные интеррегионы можно моделировать (Россия и Белоруссия, Россия и Украина - какими бы тяжелыми сейчас не казались взаимоотношения наших стран). Здесь мы будем делать цифровую модель и симуляцию тех возможных процессов, предвидеть их заранее, настраивать и улучшать регулирование.