Цитируемость российских СМИ в мире резко выросла
Презентация итогов исследования агентства PROGNOSIS прошла на базе Школы коммуникаций НИУ ВШЭ во вторник, 16 мая. Агентство представило данные, полученные в ходе изучения зарубежного информационного пространства.
Эксперты PROGNOSIS выделили топ-25 самых упоминаемых в мире российских СМИ в период с марта по июнь 2022 года, подсчитали общее количество упоминаний ключевых российских средств массовой информации, сформировали рейтинги ключевых тем публикаций в 2021 и в 2022 году.
Согласно полученным результатам, в период с марта по июнь 2022 года цитируемость российских СМИ резко выросла — в 9 раз. Основной причиной роста, по мнению экспертов, стала «потребность международной аудитории в разносторонней информации о российской военной спецоперации на Украине».
Самыми цитируемыми стали информационные агентства ТАСС, «Интерфакс» и сетевое издание «РИА Новости».
По словам со-основателя агентства PROGNOSIS Олега Муковозова, «на государственные СМИ приходится наибольшее количество ссылок. Чуть меньше — на частные. Самое маленькое количество — на СМИ, которые считаются иноагентами. Наибольший интерес к государственным СМИ проявляют США и Индия. К частным — Канада, Китай и Германия. К иноагентам — Япония, Финляндия, Англия и США».
В топ-3 тем, в связи с которыми цитируются российские СМИ, наряду с международными отношениями и внутренней политикой нашей страны вошли военные действия; пандемия коронавируса из числа наиболее популярных тем исчезла.
Событиями в России стали интересоваться даже те страны, которые до 2022 года практически не уделяли РФ внимания: это Индонезия, Япония, Аргентина, Мексика, Австралия, ЮАР.
В ходе дискуссии, посвящённой итогам исследования, эксперты сошлись во мнении, что в росте цитируемости ничего сенсационного нет: Россия стала центром глобальной повестки, так что интерес к её СМИ понятен.
Вместе с тем налицо парадокс. Алексей Фирсов, основатель ЦСП «Платформа», отметил, что мы живём в эпоху отмены России, «но, выходит, отмена весьма условная. Чем больше ты отменяешь, тем больше ты утверждаешь то, что отменяешь… Возможно, через некоторое время в среде западных интеллектуалов возникнет мода на всё русское. Хотя, конечно, сложно сказать, какое направление это примет».
Также эксперты обратили внимание на слабый интерес зарубежных СМИ к тем медиа, которые в России признаны иноагентами. Академический руководитель бакалаврской программы НИУ ВШЭ «Медиакоммуникации» Александр Куприянов видит в этом стремление западных СМИ к созданию объективной картины и вместе с тем отмечает, что «наша журналистика фактов используется в их журналистике мнений». Алексей Фирсов объясняет это стандартами западной журналистики, согласно которым следует представлять в СМИ позиции всех участников конфликта, и признанные иноагентами СМИ для цитирования мало подходят, поскольку транслируют те же ценности, что и СМИ Запада.
Рост цитируемости информагентств, а не СМИ, специализирующихся на аналитике, по словам экспертов, объясняется тем, что факты, представленные в новостных материалах, вызывают больше доверия, чем заключения экспертов. Александр Куприянов говорит, что мы сейчас наблюдаем ренессанс информагентств; другие эксперты согласны с такой точкой зрения. «Поляризация политических позиций возвращает нас к журналистике факта, которую мы похоронили, пожалуй, слишком рано», — отметил Никита Савин, академический руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Коммуникации в госструктурах и НКО».
Если бы меня пару лет назад спросили, какое медиа для меня оптимально, я бы назвал медиа, работающее в сфере экспресс-аналитики. Сейчас же мне не хватает журналистики факта. Мы живём в эпоху постправды. Принятие какой-то позиции зависит не от того, правда это или ложь, а от того, готовы ли мы поверить в эту позицию. Это примета нашей эпохи. Да, это комфортная ситуация. Но сейчас мы потеряли точку опоры, позволяющую понять, где факт. Именно в этой ситуации возможен ренессанс информагентств.
Алексей Пилько, генеральный директор Евразийского коммуникационного центра, прогнозирует рост интереса к российской аналитике в ближайшие несколько лет: «Через год-два будут востребованы взвешенные российские СМИ. Сейчас наша холодная война находится в той же стадии, в которой первая холодная война была в конце сороковых — начале 50-х. Пока на западе действуют под лозунгом „нейтрализм аморален“».
Анастасия Пятачкова, академический руководитель бакалаврской программы НИУ ВШЭ «Международные отношения», полагает, что мы недооцениваем Восток: «Если мы посмотрим на палитру мнений, то увидим, что она отличается от европейской. В Аргентине и Китае нам больше сочувствуют».
Также в ходе обсуждения эксперты поделились вопросами, которые возникли у них во время презентации итогов исследования. Так, экспертам хотелось бы знать, влияет ли рост цитирования на популяризацию пророссийской позиции за рубежом, в каком контексте цитируют российские СМИ и обвиняют ли их в распространении фейков. Всё это предполагает переход от количественных исследований к качественным.
Подводя итоги дискуссии, Никита Савин отметил, что глубиной исследования пришлось пожертвовать ради масштаба: «Исследование первых месяцев информационного состояния делает срез большого феномена, повестки стран „Большой двадцатки“. Мне кажется, впервые в российских медиаисследованиях мы переходим от парадигмы фреймов к исследованию повестки». Вопросы, которые возникли в ходе обсуждения итогов исследования, по мнению Никиты Савина, говорят о качестве проделанной работы и могут стать отправной точкой для дальнейшей работы и дискуссий.
Результаты исследования «Российские СМИ в зарубежных медиа – 2022» (PDF, 8.21 Мб)
Алексей Фирсов
Основатель ЦСП «Платформа»