• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Персонология. Консультативная психология и психотерапия»

17
Февраль

Выступление проф. А. Лэнгле "Дух и экзистенция"

Публикуем видеозапись лекции профессора Альфрида Лэнгле "Дух и экзистенция".

Публикуем видеозапись лекции профессора Альфрида Лэнгле "Дух и экзистенция" на конференции "Духовные опоры человека: диалог психотерапевтических школ".

 

 

Фрагмент выступления:

"Наше рождение — это «заброшенность» в мир. Мне не очень нравится сам термин, но образ броска, та динамика, которая в нем есть, в настоящем контексте как раз нам очень пригодится. Рождение человека, этот его «бросок» в мир, означает, что мы приходим в мир, вступаем с ним во взаимообмен, забираем себе в мире определенное пространство. И если мы продолжаем двигаться по линии, берущей начало в факте «заброшенности», то мы остаемся духовно здоровыми. Эта линия означает: наше бытие по своему происхождению и сути своей связано с необходимостью выходить за собственные пределы, бросать себя к чему-то, что превосходит нас. Следовательно, трансцендентное, Бытие, которое превосходит меня, является конституирующим для экзистенции. Только такое Бытие, которое больше, чем я, может поддерживать меня, нести в своем лоне мою экзистенцию. Только в таком Великом мы можем жить, обрести свой дом, развиваться.

Если связь с этой духовной глубиной нарушена, если человек не может раскрыть эту глубину для себя, не может позволить ей воздействовать на себя, тогда он теряет свою укорененность в ней, укорененность в том, что поддерживает и защищает, согревает, утешает и окружает его. Неважно, осознает ли человек эту связь, думает ли он о ней, важно лишь то, чтобы он ощущал ее, ощущал, что она дает ему почву под ногами, питает его тело.

Основной тезис этого выступления состоит в том, что при любых психических расстройствах нарушается связь с духовной основой: сужается, блокируется, разрывается или подчиняется чему-то другому. В случае страха или травмы теряется ощущение опоры, защищенности, нарушается базовое доверие. При депрессии человек перестает ощущать, что его жизнь имеет ценность. Истерик страдает от того, что теряет способность к внутреннему диалогу. В случае зависимости человек не способен полностью отдаться чему-то.

Духовные переживания не ведут к психопатологии, напротив, тезис состоит как раз в обратном: духовное исцеляет. И наоборот: со здоровьем расширяется доступ к духовному, способность к самотрансценденции.

Неважно, используется ли в психотерапии или в консультировании термин «духовность», или нет, выражается ли он эксплицитно или же только подразумевается; неважно также, с помощью каких методик удается инициировать процесс. Важно лишь то, что этот процесс переходит на уровень переживаний и что в какие-то моменты происходит «уплотнение» опыта и наступает то, что мы называем «экзистенциальными моментами». Духовность целительна, поскольку она позволяет нам вернуться к своим истокам, связывает нас с Целым, с Бытием. И то, что есть, оказывается самим бытием. Поэтому духовность ведет к исцелению. Само слово «исцеление» говорит за себя: оно означает «обретение целостности».

Такое бытие, когда я доверяю этим основам, когда я вхожу в это измерение и «расправляю свои крылья», когда мои корни погружаются в эту глубину и по ним ко мне поднимается живительная влага, — такое бытие позволяет мне обрести целостность. Здесь есть открытость, проницаемость, свободное пространство, здесь я свободен от себя и поэтому свободен для себя, свободен для всего другого, свободен для того, чтобы позволить Целому затронуть себя и преклониться перед Ним. Преклониться перед Великим вокруг нас и перед Глубиной в нас."