• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Персонология. Консультативная психология и психотерапия»

17
Февраль

Мантия и конфедератка

Своими впечатлениями о первом выпускном вечере Вышки и мнением о высшем образовании делится Мария Скворцова, которая будучи менеджером управления академического развития ВШЭ, окончила в этом году магистратуру ВШЭ по программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия».

   

 Своими впечатлениями о первом выпускном вечере Вышки и мнением о высшем образовании делится Мария Скворцова, которая будучи менеджером управления академического развития ВШЭ, окончила в этом году магистратуру ВШЭ по программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия».


       Мария Скворцова с родителями



      Мария Скворцова с родителями











Сбылась мечта поэта: я через весь город проехала в мантии и конфедератке.

К тому же, в этот перформанс я вовлекла родителей и племянницу. Они были со мной на общеуниверситетском выпускном, который впервые проводила Вышка. Специально приехали в Москву для этого, не поленились.

Для них — всех троих — это было событие, про которое даже толком нельзя сказать, «понравилось» или «не понравилось»: оно совсем вне ряда. Для меня — тоже, в общем.

Что же касается моей страстной мечты заиметь собственную заслуженную конфедератку… У этого — давняя история. Все началось в 1993 году. Тогда я училась на третьем курсе педагогического университета, и нам читали курс сравнительной педагогики. Мы разбирались с тем, как в разных странах устроены системы высшего и среднего образования.

Тут-то я и узнала, что, оказывается, сделав однажды выбор специальности, в некоторых странах вовсе не обязательно тянуть эту лямку пять лет, а потом и всю жизнь — а можно изменить решение, переходя из бакалавриата в магистратуру. И еще я поняла, что студент, оказывается, может принимать участие в создании своего учебного плана. И что некоторые люди могут возвращаться в университет в уже совсем взрослом возрасте — и не в усеченном режиме «второе высшее» или «дополнительное образование», а нормально, полноценно учиться в магистратуре и даже получать другую специальность.

Вообще-то, я не очень склонна к взрывным эмоциям. Мои чувства скорее будут тлеть годами, чем вспыхнут мгновенно аццким огнем. Но на том семинаре по сравнительной педагогике на меня просто навалилось отчаяние пополам с гневом: почему это все происходит где-то, а не у нас? С кем-то, а не со мной? Не с моими друзьями? Не на моем факультете? Почему нам так нельзя? Почему — нельзя? Почему, почему, почему? Это было сильное чувство. Я почти неделю думала о том, как могла бы складываться жизнь людей, если бы в ней было больше пространства для собственных решений.

Потом я как-то об этом забыла.

А потом, уже работая в Тольяттинском университете, я с удивлением поняла, что мне очень нравится вся эта новомодная академическая символика в стиле ретро: мантии, конфедератки… В этом много от ролевой игры, это вообще почти косплэй — но мне нравится.

Подумав немного, я поняла, что за этим стоит одна из важнейших для меня ценностей: свобода выбора. Та академическая свобода, о которой я так мечтала на третьем курсе. Прямо спать не могла, так мечтала.

Ну и вот — теперь у меня есть конфедератка.

Да, почти косплэй. Ну и что? Мне все равно нравится.

С опережением отвечаю на вопрос, который мне уже несколько раз задавали: нет, профессорская мантия меня вдохновляет заметно меньше, чем магистерская. Потому что профессорская мантия выражает совсем другой принцип, он тоже очень хороший, но все-таки не так меня заводит, как мысль о свободе выбора.

Наверное, расти мне еще и расти.

Ну и фото, конечно. Довольные родители и я. Фотографировала племянница.