• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Персонология. Консультативная психология и психотерапия»

17
Февраль

Магистры психологии: возможности выбора и перспективы роста

Представляем две магистерские программы факультета психологии ГУ-ВШЭ: "Исследование, консультирование и психотерапия личности" и "Психология в бизнесе". Об этих программах, о перспективах их выпускников и о статусе магистров на рынке труда рассказывает научный руководитель факультета, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Владимир Дмитриевич Шадриков.

- Владимир Дмитриевич, почему было решено открыть на факультете психологии именно такие магистерские программы?

- Пять лет назад, когда мы только задумывали факультет, было принято решение в перспективе открыть магистерскую программу по психотерапии личности. Это обусловлено мировым опытом: в США около 100 тыс. психологов, которые занимаются психологическим консультированием и психотерапией. Эта сфера деятельности в последние годы активно развивается и в нашей стране. Однако на сегодняшний день вузы далеко не в полной мере обеспечивают ее квалифицированными кадрами. Высшая школа экономики - один из первых университетов, который ввел эту специализацию, и сегодня она во многом определяет лицо нашего факультета.

Идея создания второй программы, посвященной психологии в бизнесе, возникла позже. За эту программу отвечает кафедра организационной и рефлексивной психологии, которая занимается актуальными вопросами приложения психологии к деятельности организации: микроклимат в коллективе, работа с персоналом, проектная деятельность. На мой взгляд, психология бизнеса базируется на психологии труда, и задача выпускников этой программы - повышение эффективности индивидуального или коллективного труда. В то же время коллеги с кафедры организационной и рефлексивной психологии считают, что психология бизнеса больше тяготеет к социальной психологии. В программе учитывается и та, и другая точка зрения.

- Когда факультет психологии впервые начал подготовку магистров?

- В этом учебном году, сразу после того, как мы выпустили первых бакалавров. Наши студенты получали специализации, аналогичные магистерским, уже в рамках бакалаврских программ, но, конечно, не на столь высоком уровне.

- Студенты магистратуры - в основном выпускники бакалавриата Вашего факультета?

- Да, они составляют около 90%. При организации набора следующего года правила приема для наших студентов будут ужесточены, и факультету придется поработать над привлечением студентов из других вузов. Ученый совет ГУ-ВШЭ предложил набирать на магистерские программы около 40% "сторонних" студентов, и я полностью согласен с таким подходом. Известный университет, пользующийся спросом на рынке образовательных услуг, должен собирать "сливки" со всей страны.

- Как подбираются преподавательские кадры для работы в магистратуре?

- В первой программе вопросы, связанные с психологическим консультированием, курирует академик РАО, профессор Ксения Абульханова (она же является руководителем программы); вопросы, связанные с психотерапией, - профессор Александр Орлов. Руководитель второй программы - заместитель заведующего кафедрой организационной и рефлексивной психологии, профессор Наталья Иванова. К работе со студентами привлечены член-корреспондент РАО, профессор Вадим Петровский и профессор Тахир Базаров. Мы приглашаем наиболее известных и перспективных специалистов в данных областях, занимающихся не только научной, но и практической деятельностью. Тот же Александр Орлов работает над созданием непосредственно в Вышке Call-центра (психологические консультации по телефону), он и некоторые другие преподаватели сами работают в качестве психотерапевтов.

В этом году в штат факультета зачислен известный австрийский психолог Альфрид Лэнгле, возглавляющий одну из международных психотерапевтических ассоциаций. Для нас это очень важное приобретение. С его помощью нам удалось пригласить на факультет директора Института Фрейда из Вены, и он готов предоставить нашим студентам места на своих летних курсах повышения квалификации.

- Каких студентов Вы хотели бы видеть в магистратуре факультета? В частности, какое у них должно быть базовое высшее образование?

- Прежде всего, хотелось бы, чтобы наши будущие студенты были готовы связать свой жизненный путь с психологической наукой. И, на мой взгляд, вовсе не необязательно, чтобы они имели профильное психологическое образование.

В свое время я подробно знакомился с работой Российской экономической школы (РЭШ), которую возглавляет директор ЦЭМИ, академик РАН Валерий Макаров. Школа очень высоко котируется в академических кругах, и на меня она произвела хорошее впечатление. Там готовят магистров экономики, но вовсе не ставят задачу набирать студентов только с экономическим образованием. Скорее отдается предпочтение выпускникам математических факультетов университетов и выпускникам технических вузов, хорошо знающим математику.

Подобными принципами можно руководствоваться и при наборе на магистерские программы по психологии. На мой взгляд, одно базовое психологическое образование не определяет успешность подготовки специалиста, востребованного на рынке труда. Нам нужно так выстраивать программу, чтобы она была в значительной мере ориентирована и на людей с непрофильным базовым образованием.

- Какое базовое образование оптимально?

- Программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности" вполне подойдет для ребят, к примеру, с медицинским образованием, а программа "Психология в бизнесе" - для экономистов.

- Где смогут работать выпускники?

- Места работы для меня не имеют особого значения, поскольку психологи нужны в самых разных структурах. Вопрос, скорее, в том, какие функциональные обязанности они смогут выполнять. Выпускники первой программы будут работать в качестве психологов-консультантов - например, смогут стать семейными психотерапевтами или школьными психологами. Выпускники второй программы будут специализироваться на управлении персоналом, выступать организаторами различных видов деятельности. Конечно, для тех и других не исключена возможность научной и педагогической работы.

- До прихода на работу в Вышку Вы 16 лет занимали высокие посты в федеральных и союзных органах управления образованием. В начале 90-х гг., когда первые российские вузы впервые переходили на двухступенчатую подготовку кадров "бакалавр плюс магистр", Вы были заместителем председателя Госкомитета по высшей школе. Почему в те годы возникла необходимость введения магистерских программ? Ведь еще речи не было о Болонском процессе.

- Первые магистерские программы в российских вузах появились в 1993 г. Госкомитет по высшей школе дал "зеленый свет" созданию магистратур, чтобы повысить качество подготовки кадров для научной и научно-педагогической деятельности. Сегодня очевидно, что эту задачу удалось успешно решить. Более 50% тех, кто идет в аспирантуру российских вузов по окончании магистерских программ, защищают диссертацию в срок, но это удается только 25% тех, кто поступает в магистратуру с дипломом специалиста. Время показало, что магистерские программы, действительно, в большей степени приспособлены для того, чтобы готовить научные и научно-педагогические кадры.

- Но ведь на деле выпускники магистратур идут не только и не столько в науку.

- На Западе существуют две разновидности магистерских программ. Одна завершается присвоением степени Master of Science, вторая - Master of Arts. Эти программы готовят кадры соответственно для науки и для практической деятельности (словом Arts в Древней Греции обозначали меру мастерства, и к подготовке артистов оно в данном случае не имеет отношения).

Сегодня, к сожалению, двухуровневая система в России подготовки обезличена по отношению к двум обозначенным направлениям. Думается, что сама практика подготовки расставит все точки над "и".

- То есть вполне нормально, если выпускники магистратуры, подготовленные для научной и научно-педагогической деятельности, работают в бизнесе.

- Конечно. Два года дополнительного обучения не проходят зря. Как говорят экономисты, пока товар обрабатывается, растет его цена. Точно так же пока студент учится, он увеличивает свой интеллектуальный капитал, свою цену как профессионала на рынке труда.

Могу привести и другое сравнение. Если два человека приходят в ресторан, у одного есть сто рублей, а у другого - тысяча, первый может заказать себе очень скромный ужин, а второй имеет возможность выбрать из большого перечня блюд - как дешевых, так и очень дорогих. Так и магистр: перед ним открыты широкие возможности на рынке труда, и он, как правило, выбирает между научной, преподавательской, аналитической или управленческой деятельностью. Перед ним открыты хорошие перспективы карьерного роста.

- Какие должности, по определению, могут занимать выпускники бакалавриата и выпускники магистратуры? Есть ли прямая связь между зарплатой и степенью, указанной в дипломе?

- В 1993 г. совместно с коллегами из Минтруда России мне приходилось готовить и утверждать рекомендации по перечню должностей, которые могут занимать выпускники бакалавриата и магистратуры, по оплате их труда и проч. Было принято решение, что и бакалавр, и магистр могут занимать одни и те же должности, предполагающие наличие высшего образования. Но когда человека принимают на работу, при прочих равных условиях бакалавр тарифицируется по нижней ставке, предусмотренной для его должности, а магистр - по верхней.

А вот в дальнейшем зарплата определяется производственными успехами сотрудника, и прямой связи между полученным образованием и вознаграждением за работу, с формальной точки зрения, нет и быть не должно.

Беседовал Борис Старцев